О воспитании

Источник

В конце прошлой беседы я пообещал поговорить о проблемах воспитания. Тема эта, действительно, актуальная. О ней много спорят и пишут. Тут нет, да, наверное, и не может быть, единого подхода и универсального рецепта.

У государства свой взгляд, ему надо, чтобы будущий гражданин был готов послужить его целям. Родители думают больше, как подготовить своих детей к будням жизни и обустроить ее. И что для этого надо сделать?

Для одних важно, чтобы дети хорошо питались и выросли здоровыми. Другие стараются дать им хорошее образование. Третьи развивают в них природные дарования и мечтают увидеть в них талантливых музыкантов, художников или ученых. И всем хочется, чтобы сын или дочь вышли в люди.

И нет в этих целях ничего предосудительного. Их можно понять и объяснить. Но достаточно ли только этого?

Как-то известный русский педагог Константин Ушинский с грустью сказал, что наши идеалы воспитания чисто языческие1. Он никого не хотел обидеть, а имел в виду как раз то, что и общество и родители стремятся привить детям навыки удовлетворять лишь телесные, чувственные потребности.

Для религиозного сознания этого мало. Оно считает, что человек может в полноте реализовать себя только тогда, когда станет существом нравственным.

Вот несколько высказываний, которые современному человеку могут показаться парадоксальными, но которые выражают суть дела. Я взял их из творений великого учителя нравственности святителя Иоанна Златоуста, жившего в 4 веке (+407) . Посмотрите, какие вещи он говорит.

«…Не безрассудно ли, – заявляет он, – учить детей искусствам, посылать их для этого в училища, ничего не жалеть для этого, а о воспитании…в учении Господни (Еф. 6, 4) не заботиться? Сами же мы первые и пожинаем плоды такого воспитания детей своих, видя их дерзкими, невоздержными, непослушными, развратными»2.

Кое-кому эти слова могут не понравиться, но сколько жизненной правды они в себе несут!

Или еще одно его высказывание:

«…Всё у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, чтобы воспитать их в Законе и учении Господнем. Кто прежде всего научится быть благочестивым, тот через это приобретет богатство и величайшую славу. Не так полезно дать образование сыну или дочери, преподавая им внешние знания и искусства, посредством которых они станут приобретать деньги, как научить их искусству презирать деньги!… Не заботься о том, чтобы сделать сына известным по внешней учености и доставить ему славу, но старайся, чтобы научить его презирать славу настоящей жизни, от этого он будет славнее и знаменитее… Этому научаются не от учителей и не при пособии наук, а из Божественных Писаний…Говорю это не с тем, чтобы запретить образование, но – чтобы не привязывались к нему исключительно»3.

Цитата получилась большая, но уж очень хорошо она представляет религиозный взгляд на воспитание. Главное тут – обучение добрым нравам, в них – основа и личного и общественного благосостояния. Нравственность всегда религиозно окрашена, ведь только религия и может придать ей божественный авторитет. Попытка создать нравственность на чисто человеческих ценностях всегда заканчивается провалом, и лучший свидетель тому история человечества.

Я сознательно не говорю здесь о собственно христианской морали, хотя мне было бы это ближе. Нам важно сейчас понять другое. Нравственное начало заложено в человека от природы, также как умение мыслить, хотеть, дышать. Оно – в совести, которую религия называет голосом Божиим. «Совесть, – говорит Святитель Феофан Затворник (+1894), – Бог всадил в душу нашу, как руководящую, потом как судящую, осуждающую и карающую силу Свою…Совесть исполняет закон правды Божией»4.

И потому религия считает самой важной задачей человека – пробудить в себе этот внутренний голос, слышать и слушаться его. Тогда человек и нравственным и научится различать добро и зло, правое и неправое.

Мы видим, нравственность – явление общечеловеческое, и ее воспитание – дело совсем не утопическое, а очень даже реальное. Причем тут не надо ничего придумывать, достаточно раскрыть то, что заложено в природе человека.

Но если все так естественно и просто, то почему же не удается этого сделать. Причина – в грехе. Так называется нарушение нормы жизни по Богу. А происходит это тогда, когда я свою волю, свои влечения ставлю выше воли Божией, и самого себя считаю вполне автономным и независимым от Бога, а значит, отпадаю от Него, как источника жизни. Христианство называет такое состояние болезнью души и духовной смертью.

В аскетической литературе есть интересные наблюдения о причинах этого греховного настроения.

«Основные возбудители греха, – учит тот же Феофан Затворник, – своеумие в уме, своеволие – в воле, самоугождение в чувстве. Поэтому нужно…силы души и тела приучать преобладать над ними, сколько можно обессиливать их и доводить до безвредности. На это нужно ориентировать и все воспитание»5.

Замечено, что у каждого человека – и взрослых и у детей – эти возбудители проявляются в виде какого – либо главного недостатка, или на языке религии – главной греховной страсти. Один больше склонен к гордости, самолюбию, упорству; другой – к скупости и жадности; третий – к чувственности; четвертый – к зависти и злорадству; пятый – к лености и праздности. Все страсти взаимосвязаны и зависят друг от друга. Главная же страсть является как бы корнем, которым питаются все остальные. Если вырвать из сердца этот главный грех, то и другие ослабеют и отпадут6. Успех воспитания во многом зависит от того, чтобы как можно раньше обнаружить в сердце главную страсть, главный порок и искоренить его7. И начинать делать это нужно уже в самом раннем возрасте.

Ну а какие средства предлагает христианская педагогика, мы обсудим в следующей беседе.

* * *

1

Цит. по: Шиманский Г. И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению святых отцов и подвижников Православной Церкви. М., 1997. С. 279.

2

Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. Книга первая. Беседы на послание к Ефесянам. Беседа 21 (№ 2). СПб.: Репринт, 1905. С. 185.

3

Там же. С. 186.

4

Святитель Феофан Затворник. Толкование первого послания св. апостола Павла к Коринфянам. М.: Репринт, 1893. С. 602.

Он же сравнивает человеческие законы и совесть, видит их зависимость от совести, которая, в свою очередь, обращена к Богу:

«Всякий закон потому закон, что требует исполнения и налагает обязательство к тому. Все внешние законы прицепляются к закону совести; совесть же Бог в творении неразрывно сочетал с сознанием и чувством, так что нет человека, который бы чувствовал голоса, внутри его повторяющего: сотвори и жив будешь Как нет притом никого, кто искренно сознал бы себя во всем правым, то нет никого, кто бы не искал оправдания вне себя. Доказательство сему устройство всех религий на земле. Такое Бог даровал устройство естеству нашему, чтоб в себе самих мы чувствовали непрестанный позыв прибегать к покрову Господа, нас оправдавшего крестною смертию» (Святитель Феофан Затворник. Толкование послания св. апостола Павла к Галатам. М.: Репринт, 1893. С. 241).

5

Цит. по: Шиманский Г. И. Указ. соч. С. 281.

Более подробно св. Феофан описывает греховное состояние так:

«Греховное настроение духа легко определить: так, в нем нет жажды божественного; он не ощущает и даже не чает в нем никакой сладости, а иной даже отвращается от него и бежит; нет силы: «часто хотел бы», – говорит он, – но не могу пересилить себя»; нет Богообщения: он отвратил очи свои от Бога и не только не взирает на Него, но и хочет взирать и даже боится. Внутреннее чувство и совесть укоряют его, что он отпал от Бога, отревается им; вместо желания ходить по воле Божией, у него есть своеволие, или он избрал началом для своей деятельности свою волю, делает, что хочет; вместо ожидания небесной помощи, у его самонадеянность или вообще земные средства, какие в его руках: имение, покровительство и проч.; нужды в защите со стороны веры и Церкви Христовой у него нет. Христос и св. Церковь становятся для него и суть что-то постороннее, не совсем нужное, если не излишнее» (Святитель Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. М.: Репринт, 1895. С. 173).

6

«Желали бы знать, – спрашивает святитель Феофан, – какая главная у вас страсть… На это припомню вам сказание об одном подвижнике, который предложил старцу своему подобный вопрос, именно: «С какою страстию прежде бороться?»

Старец ответил: «Борись с тою, которая сейчас тебя борет, – и некогда будет доискиваться, какая главная у тебя…» (Святитель Феофан Затворник. Собрание писем. Выпуск третий. Письмо № 499. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994. С. 175–176).

7

Святитель Феофан Затворник. Собрание писем. Выпуск четвертый. Письмо № 707. М.: Репринт, 1899. С. 179.


Источник: На пути к Богу: Пошли свет Твой и истину Твою... / Прот. Владимир Башкиров. - Минск : Белорусский экзархат, 2016. - 431 с. (Беседы о вере и жизни) / О воспитании. 120-130 с.

Комментарии для сайта Cackle