Догмат о церкви Христовой

Источник

Верую во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь (Символ Веры).

Догматами называются основныя истины Веры Христовой. Они изложены Вселенскими Соборами в «Символе Веры». Всякий, нарушающий хотя один из догматов Веры, сам собою отпадает от Православной Церкви в ересь.

В каждый период церковной жизни Промысл Божий ставит церковному сознанию для точного уяснения очередной догмат Веры. Так в свое время были освоены церковным сознанием догматы о Боге-Творце и Промыслителе, о Святой Троице, о Воплощении Сына Божия, о Спасении, о Святом Духе, об Иконопочитании и др. В настоящее время Промыслом Божиим на очередь ставится догмат о Церкви Христовой, и мы не имеем права обойти молчанием этот вопрос в виду положения нашей Русской Православной Церкви в СССР и предъявляемых ея нынешними возглавителями к нам претензий о лояльности.

В «Символе Веры» догмат этот изложен в таких словах: «Верую во Едину Святую, Соборную и Апостольскую церковь».

Что же есть Церковь? По Божию Слову, Церковь есть Тело Христово (Рим. XII. 5; 1Кор. XII. 27; Ефес. I, 22–23; Кол. II. 19).

Церковь есть созданный Спасителем небесно-земной организм: на небесах – торжествующая Церковь спасеных праведников, на земли – воинствующая Церковь грешников, кающихся и совершенствующихся «в меру полного возраста Христова» (Ефес. IV, 13).

Какое назначение, цель, задача Церкви? Церковь основал Господь Иисус Христос Своею Честною Кровию затем, чтобы чрез Нее возраждать падших людей, из грешников возсоздавать «новую тварь», предназначенную на дела добрыя (2Кор. V, 17; Гал. VI, 15; Ефес. II, 10).

Вот как ап. Павел в послании к Ефесеям изображает Церковь Христову: «Вы уже не странники и не пришельцы, но сограждане святым и присные Богу, бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе» (Ефес. II, 19–21).

И еще: «Он (Христос) поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, для совершения святых, на дело служения, для созидания тела Христова... дабы истинною любовию все возращали в Того, который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Ефес IV, 11–16).

Устройство Церкви и средства к достижению поставленной Ей задачи видны из этих же выше выписанных мест Св. Писания: Богоучрежденная преемственная от Апостолов иерархия, проповедь, молитвы, таинства и христианизация насквозь всей жизни паствы. Чем теснее связь Церкви земной с небесной, тем ближе Церковь к поставленной Ей Господом цели.

Все это относится ко всей вообще Церкви, к Единой Вселенской: (Соборной) Церкви. О Ней же сказал Господь: «Я создам Церковь Мою, и врата адовы не одолеют Ея» (Матф. XVI, 18).

Но уже со времен апостольских Единая Вселенская Церковь делилась на поместныя по городам, странам, государствам или народам. Так Ап. Павел посылает послания к Церквам Римской, Коринфской, Галатийской и т. д. И теперь суть Церкви Греческая, Русская, Сербская и другия. Оне нарождаются, растут, расцветают, или болеют и даже умирают, смотря по тому, насколько оне верны поставленной Основоположником-Христом для Церкви задаче – возраждать людей к жизни вечной.

Пример тому в притче евангельской о виноградарях (Матф. XXI, 33–44). Ведь Ветхозаветная Церковь и иерархия были тоже Богом установлены, и велики были пред Богом Моисей, Аарон, Самуил и другие ветхозаветные иерархи, но когда во время пришествия Христова современная Ему иерархия и вожди народа изменили цели и назначению ветхозаветной церкви, то Господь произнес о них приговор: «Злых зле погубит их». И о ветхозаветном избранном народе: «Отымется от вас Царство Божие и дастся народу, приносящему плоды его». Также и о новозаветных поместных церквах сказано в Апокалипсисе: Вожди твои «называют себя Апостолами... а они лжецы... сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» (Откр. II, 2–5).

История Церкви Христовой свидетельствует, что поместныя церкви часто болели и близки были к ереси. Чаще всего это происходило по вине руководящей иерархии. Возьмем несколько примеров тому из истории Русской Церкви. Так, глава Русской Церкви, Московский Митрополит Исидор, принял на Флорентийском Соборе (1439) Унию и по возвращении в Москву начал поминать папу, причащать под одним видом без чаши и в Символе веры добавлять «от Отца и Сына исходяща». Но царь и народ не приняли такого новшества, и Исидор убежал в Рим. Так и в Западной Руси «римская уния» заводима была епископами Кириллом Терлецким и Ипатием Поцеем, «церковное же тело» не приняло и сопротивлялось ей.

В последнее время государственная власть, учитывая, что церковь является мощной силой для воздействия на народ, старается подобрать преданную ей иерархию и чрез нее осуществлять свои политические планы. Так было в Польше перед войной: некоторых Русских епископов, не хотевших отдать Церковь в рабство польской власти, польское правительства выселило из Польши (Архиеп. Вадимира, Сергия, митроп. Елевферия), а подобрало продажных (митроп. Дионисия, Георгия, Александра и др.) и чрез них начало проводить полонизацию православного русского народа, и только война помешала закончить это дело.

Теперь на Русскую Православную Церковь напала еще горшая болезнь. Коммунистическая безбожная власть воздвигла великое гонение на Церковь: твердых в Вере иерархов убила или сослала на каторгу, а подобрала новую иерархию, которая отдалась на выполнение задач безбожной власти. Нынешняя подконтрольная атеистам патриархия и от нас требует того же.

Как здесь быть верующим?

Говорят: патриархия не изменила ни в догматах, ни в службах, ни в обрядах.

Нет, ответим, Патриархия нарушила существенный догмат о Церкви Христовой, отвергла Ея существенное назначение – служить возрождению людей и заменила противоестественным для Церкви служением безбожным целям коммунизма. Это отступление горше всех прежних арианств, несторианств, иконоборчества и прочих. И это не личный грех того или другого иерарха, а коренной грех московской патриархии, утвержденный, провозглашенный, связанный присягой пред всем светом, так сказать, догматизированный апостасис.

Мы находимся в лоне поместной Русской Православной Церкви и не имеем права оставить Матерь-Церковь в тяжкой ея болезни. Но и послушать нынешних оффициальных Ея возглавителей не можем. Мы находимся в таком же положении как Апостолы пред Иерусалимскими первосвященниками, и на требование Московской Патриархии не можем ответить иначе, как словами Апостолов Петра и Иоанна: «Судите, справедливо ли перед Богом – слушать вас более, нежели Бога» (Деян. IV, 19).

Мы не нуждаемся в созыве нового Вселенского Собора для решения этой нашей тяжбы с нынешней иерархией нашей Матери Церкви. Этот суд уже имела и решение вынесла уже Вселенская Церковь.

Это решение записано в принятом Вселенскими Соборами послании Святого Афанасия Великого, архиепископа Александрийского к Руфиниану. Послание сие написано по случаю прекращения гонения поддерживаемых светской властию Ариан на Православных. Арианствующая иерархия при помощи светской власти тогда так же утесняла и насиловала Православных Епископов, как теперь поддерживаемая большевиками московская патриархия насилует нас. Вот выписка из этого правила:

«Ведай, господине мой вожделеннейший, яко в начале, по прекращении бывшего (от ариан) насилия, был собор епископов сошедшихся из заграничных стран: был также и у сослужителей в Элладе, равным образом и у находящихся в Италии и в Галлии: и постановлено как здесь, так и всюду, чтобы падшим и бывшим предстоятелями (арианского) нечестия, являти снисхождение кающимся, но не давати им места в клире: а не бывшим самовольными делателями нечестия, но увлеченным нуждою и насилием, давати прощение, и имети им место в клире, наипаче, когда и они принесли достойное веры оправдание, и сие учинено, повидимому, с неким благоусмотрением. Ибо таковые утверждали, что они не совращались в нечестие, но дабы некоторые, соделавшись нечестивейшими, не разстроили церквей, почли за лучшее уступити насилию, и понести бремя, нежели погубити народ. Говоря сие, они, и по нашему мнению, говорили достойное приятия: ибо в извинение себя представляли и Аарона Моисеева брата, который уступил в пустыне преступному требованию народа, но имел извинение в намерении, дабы народ не возвратился в Египет, и не остался в идолослужении. Ибо представлялось вероятным, что пребывая в пустыне, он может престати от нечестия: но вошедши в Египет, усилит и возрастить в себе нечестие. По сей причине разрешено допустити таковых в клир, так как порабощенным и насилие претерпевшим дается прощение». (Афанасия Александрийского 3-е правило)1.

* * *

1

Поэтому и мы, объединившись в Русскую Православную Зарубежную Церковь под главенством нашего Первоиерарха Митрополита Анастасия, должны по разному судить о прежнем поведении каждого епископа, находившагося под Большевиками.


Источник: Никон (Рклицкий), архиепископ. Догмат о церкви Христовой // Православная жизнь (приложение к журналу «Православная Русь»). 1973. № 8. С. 29-32.

Комментарии для сайта Cackle