XXV. Паремия, положенная в праздник Обрезания Господня, 1-го января (Быт 17,1–7, 9–12, 14).
В состав сей паремии входит большая часть предшествующей, рассмотренной нами паремии (Быт 17, 1 – 7), и повествование об установлении обрезания (Быт.17– 12, 14).
Быт.17:10. И сей завет, егоже соблюдеши между Мною и вами, и между семенем твоим по тебе в роды их.
«Сей завет:» идет речь не о сущности завета, не о тех душевных расположениях и богоугодных действиях, к которым человек обязан по силе завета с Богом [о чем была речь в предшествующей паремии], а собственно о внешнем знамении верности завету с Богом, как видно из следующего стиха.
Быт.17:11. Обрежете плоть крайнюю вашу [n][закрывающую край ваш], и будет в знамение завета между Мною и вами, и между семенем твоим по тебе в роды их.
Обрезание установляется в знамение завета с Богом, в знамение того, что потомки Авраама, в лице избранной их части, суть народ Божий, призванный, предпочтительно пред всеми народами, к служению истинному Богу, к сохранению истинного Богопочтения. Каким же образом это знамение относится к тому, что оно знаменует? Действию обрезанию подвергается не другая какая часть в человеческом теле, а орудие способности к чадорождению. В естественном своем состоянии эта способность служит к размножению только сынов человеческих. Обрезанием, установленным по особому повелению Божию, освящается способность чадорождения, и чрез это освящение чада Авраама, как происшедшие от обрезанных родителей, с самого рождения становятся чадами Божиими, племенем Божиим, и вместе сами, по совершении над ними обрезания, приготовляются рождать чад Божиих, размножать племя Божие, членов царствия Божия.
Судя по значению обрезания, как знамения завета с Богом, этот обряд не должен быть отождествляем с подобным обрядом, употреблявшимся у древних египтян, арабов и ефиоплян, и употребляемым доселе у магометанских народов. Ни один из этих народов не был призываем в завет с Богом, и обрезание у Них введено преимущественно для гигиенических целей и в виде соблюдения одной телесной чистоты. Притом, у магометан обрезание совершается не над осмидневным младенцем, как у евреев, а над отроками по 13-му году, а у египтян и арабов в древности оно coвершалось над тринадцатилетними отроками, и потому, вероятно, оно перешло к ним от Измаила, который обрезан был Авраамом в тех же летах (Быт 17, 25) У египтян притом обрезываемы были только жрецы и также желающие заниматься тайными науками – Действие обрезания (состоящее в отрезании края верхней плоти, покрывающей половой орган) у евреев совершали сначала отцы семейств по примеру Авраама (Быт 17, 23), в случае нужды матери (Исх 4, 25), позже священники и левиты. Для совершения операции употребляемы были сначала острые каменные ножи (Исх 4, 25 Нав 5,2), позже – стальные ножи.
В слове Божием нередко предлагаются увещания евреям «обрезать крайнюю плоть сердца» (Втор 10, 16), или обличаются «необрезанные сердца и уши» (Лев. 26,41. Деян 7, 51). Этими метафорическими выражениями давалось знать евреям, что они не должны гордиться преимуществом своим пред другими народами по внешнему освящению своему, по внешнему знаку своего завета с Богом, а должны, соответственно внешнему освящению, заботиться о внутреннем освящении, о святости в мыслях и о душевной преданности Богу. Апостол Павел говорит: «не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти, но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу» (Рим 2,28 – 29). Тот же апостол называет «Нерукотворенным обрезанием» христианское крещение (Кол 2,11–12), потому что чрез крещение человек вступает в новый завет с Богом подобно тому, как обрезание вводило человека в завет ветхий.
Быт.17:12. И отроча осмодневно обрежется вам, всяк мужеский пол в родех ваших.
«Отроча осмодневно обрежется вам». Обрезанию назначено определенное время, дабы не подать повода к небрежению, не слишком близкое по рождении, чтобы дать младенцу окрепнуть в силах для перенесения нелегкой операции и достигнуть нужной для сего зрелости.
В Св Писании вообще седьмое число представляется числом полноты и совершенства, и вещи, не достигшие сего числа, почитаются несовершенными. Потому и животные могли быть приносимы Богу не прежде, как по исполнении седьми дней от их рождения (Исх 22, 30).
И не слишком позднее, для того, чтобы родители могли иметь утешение поскорее видеть свое дитя в завете с Богом. Совершение обрезания в осьмой день почитаемо было столь необходимым, что не откладываемо было даже в субботу, если она совпадала с этим днем (Ин 7,22). – «Всяк мужеский пол». Хотя обрезание, как знамение завета, должно быть совершаемо над одним мужеским полом, но сим не исключаемы были из завета лица женского пола; они участвовали в завете своим рождением от обрезанных и обрезанием рожденных от себя. Притом, жена составляет одно лицо с мужем, и, следственно, разделяет с ним то освящение, знамением которого служит обрезание; а незамужняя должна была утешать себя по крайней мере тем, что она, как член семейства, могла с прочими членами участвовать в праздновании Пасхи, наравне с замужними и с обрезанными, – преимущественно одних членов избранного народа (Исх 12,3 – 48). – «В родех ваших»: во всех последующих родах.
Быт.17:14. И мужеский пол, иже не обрежет плоть крайнюю свою в осмый день, потребится душа она от рода своего, яко завет Мой разорила есть.
Слов «в осьмый день» – нет в еврейском тексте и прибавление их в греческом переводе и в славянском представляет для толкователей великую трудность. Для разрешения ее некоторые, впрочем, ссылаются на то, что по мнению иудеев, даже те, которые получили обрезание, но после осьмого дня, – уже не равнялись с обрезанными в осьмый день. Зап на кн Бытия.
Выражение: «потребится душа она от рода своего», согласно с употреблением его в других местах, означает изъятие виновного из среды живых в народе своем, или смертная казнь (Исх 12:15, 19; Лев. 7:20, 21и т. д.), совершаемая или непосредственно самим Богом (например, внезапная смерть), или по приговору судебному. Чтобы признать соразмерность с виной столь строгого наказания, угрожающего необрезанным, должно предположить что идет здесь речь о таких необрезанных, которые, не получив обрезания в младенчестве, не допустили совершать оное над собою по достижении совершеннолетия, – которые решились остаться навсегда необрезанными или по небрежности, или по уклонению в язычество; в обоих случаях они виновны в явном нечестии, в неуважении к завету с Богом, нетерпимом в народе Божием. Повествование об установлении обрезания читается в праздник Обрезания Господня для того, чтобы видно было, что Господом Иисусом Христом, пришедшим не разорить, а исполнить закон ветхозаветный, в точности исполнен был и закон обрезания, и что вместе с тем принято Им на Себя обязательство верности завету с Богом, которое возлагалось на каждого обрезанного, и которое мог исполнить в совершенстве только Он – Господь Иисус, чем за всех удовлетворил требованиям правды Божией.