Источник

ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЕННЫХ

Литургией оглашенных называется та часть литургии, при совершении которой могут, вместе с верными, присутствовать оглашенные, т.е. лица, приготовляемые к крещению посредством более или менее продолжительных наставлений в вере, именуемых оглашенными потому, что вера происходит от слышания, а слышание от проповеди слова Божия или, что то же, от гласа проповедующих (Рим. 10, 14–17).

В апостольские времена, обильные чрезвычайными дарами Святого Духа, приготовление к крещению было немногосложно. Если проповедник Евангелия сразу успевал убедить слушателей из иудеев или язычников в истине Евангелия, то крещение над ними было совершаемо без отлагательства, – от них требовалось только, чтоб они перед крещением покаялись, т.е. осудили свою жизнь, отреклись от языческих или иудейских заблуждений и исповедали веру во Христа Сына Божия. Так были крещены тысячи человек в день сошествия Святого Духа, после первой проповеди апостола Петра (Деян. 2, 41); так был крещен эфиопской евнух апостолом Филиппом (Деян. 8, 37–38). С течением времени чрезвычайные дарования Святого Духа, облегчавшие и проповедникам труд приготовления слушателей к крещению, и слушателям труд усвоения евангельского учения, становились явлением редким; а между тем часто случалось, что принимавшие крещение после краткого приготовления являлись христианами только по имени, не твердыми в вере. Тогда, именно с начала II века, было принято правило преподавать крещение не ранее как после испытания искренности их веры. В этот более или менее продолжительный подготовительный период, желающие принять крещение назывались оглашенными. Тогда же, отдельной частью в чинопоследовании литургии сделалась литургия оглашенных. Кроме оглашенных, при ее совершении могли присутствовать кающиеся (находящиеся под епитимией грешники), еретики, иудеи, язычники и бесноватые. Вследствие того что в составе литургии явилась в виде отдельной части литургия оглашенных, в иных местах она была совершаема с литургией верных не в одном и том же храме19 и по некоторым чиноположениям была заключаема особым отпустом20.

Литургию оглашенных в древности составляли: псалмопение, чтения из Ветхозаветного и Новозаветного Писания, пастырские поучения и, наконец, молитвы об оглашенных, кающихся и бесноватых с присовокуплением впоследствии к этим молитвам молений за немощных, за плодоносие земли, за землю и море21. В позднейшие времена явились некоторые, впрочем несущественные, изменения в составе литургии оглашенных. В том чине, по которому она доселе совершается, она представляет следующие части: 1) начальные моления; 2) антифоны (большей частью из псалмов); 3) вход в алтарь с Евангелием; 4) чтения из Апостола и Евангелия и 5) ектения сугубая и об оглашенных. Главная разница заключается в том, что теперь положен вход в алтарь с Евангелием, чего не могло быть по древнейшему чину, когда литургия оглашенных была совершаема вне алтаря, и что в настоящее время из литургии оглашенных исключены поучения и отнесены к литургии верных. Такое изменение произошло оттого, что с течением времени, по причине умножения христиан, крещение стали совершать большей частию над младенцами, родившимися от христианских родителей, а число оглашенных из взрослых сократилось. В связи с этим оглашенных редко можно было увидеть в церкви, следовательно не представлялось нужды удерживать приспособленные собственно к ним особенности в чине литургии.

Литургия оглашенных, иначе общая, открытая для всех, – имеет некоторое сходство с вечерней. Так, из некоторых древних чинов вечерни, именно из чина так называемого песненного последования, – αơματικη ακολουθια, – вечернего и утреннего, который изложен у Симеона Солунскаго, – видно, что вечерня начиналась возгласом священника: Благословенно Царство, как в литургии, а не – Благословен Бог наш. Затем следовали: 1) великая ектения; 2) три антифона, соответствующие трем антифонам на литургии, следующим и за великой ектенией. Вечерние антифоны сопровождались теми же припевами, которые имеют место на литургии. Так, припевом к первому вечернему антифону был стих: молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас, – тот самый, который и ныне поется при первом антифоне на литургии. K стихам второго антифона был присовокупляем припев, поемый на литургии: молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас, и в заключение того же антифона пелась песнь: Единородный Сыне; 3) после третьего антифона следовало Трисвятое, как и ныне на литургии. В некоторые дни на вечерне полагались молитвы об оглашенных, как и на литургии22. Молитвы об оглашенных также входили в состав вечерни и утрени, изложенных в апостольских Постановлениях. На литургии положен вход с Евангелием: и на вечерне иногда положен вход тоже с Евангелием. На литургии читается Апостол и Евангелие: и на вечерне в навечерия Рождества и Богоявления, также в Великий Пяток положено чтение из Апостола и Евангелия. На основании этого сходства двух богослужений, когда вечерня соединяется с литургией, часть литургии – литургия оглашенных – удобно заменяется вечерней. Существенная разница между двумя богослужениями лишь в том, что некоторые части вечерни (например, Сподоби Господи в вечер сей; Ныне отпущаеши), примененные к вечернему времени, на литургии оглашенных опускаются. И вообще ее содержание – более общее, и если многие видят в ней изображение земной жизни Спасителя со времени крещения во Иордане до страданий, то это уже будет не прямой ее смысл, а отдаленный, который прямо не вытекает из ее текста и имеет лишь духовно-поучительное значение и который при ее объяснении полезно, но не особенно необходимо иметь в виду.

Теперь приступим к обозрению частей литургии оглашенных.

* * *

19

Так разноплеменные иноки обители Саввы Освященного литургию оглашенных выслушивали на трех языках в трех храмах, а на литургию верных собирались в один храм. (Архиеп. Филарет Черниговский. Исторический обзор песнопевцев Греческой Церкви. С. 115).

20

Там же.

21

Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие Иоанна. Беседа 78.

22

Гоар. Евхология. Венеция. 1730. С. 35, 36. См. также: Описание синодальных рукописей. Отдел богослужебных книг. № 371. С. 138–140. См. также: Голубинский. История Русской Церкви. Извлечения из Симеона Солунского. Т I. С. 300, 419–424.


Источник: Объяснение Божественной Литургии / Епископ Виссарион (Нечаев) – Москва, Издательский Совет Русской Православной Церкви, Издательство: «Даръ», 2005.- 432 с. ISBN: 5-485-00039-8

Комментарии для сайта Cackle