О том, какую пользу приносит нам милостыня
27 января (9 февраля)
(Слово Иоанна Златоустого о милостыни и о воздаянии мзды от Бога. Прол. янв. 27)
Все вы знаете, братие, что милостыня приносит вам великую пользу. Но при этом, конечно, сам собою и прежде всего, является вопрос: какую же? И в чем должна состоять она? Как решить это и что ответить на вопрос? Ответим на оный вам словом св. Златоустого, а вы послушайте это слово с надлежащим вниманием.
Не ложно, учит св. Златоуст, говорит слово Божие: милуяй нища, взаим дает Богови (Притч. 19, 17). Итак, Господи, когда я подаю милостыню нищему, тогда Ты берешь ее как бы Самому Себе взаймы от меня! Скажи же: когда Ты мне ее возвратишь и когда наступит воздаянию время? Тогда, Ты отвечаешь мне, когда сядет Сын человеческий на престоле славы Своея и поставит милостивых по правую сторону от Себя, а немилостивых по левую, и скажет тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. За что? За то, что когда алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня, был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25, 34–36). Почему же Ты, Господи, на суде Твоем ни о каких других добродетелях не воспоминаешь, а только о милостыни? Потому, опять отвечаешь, что милостыня настолько помогает спасению, что ею всякий грех заглаждается.
После сего вселенский учитель обращается к слушателям и поучает: «Для чего ты получил от Бога земные блага? Ужели для того, чтобы погубить их в объедении и пьянстве? Нет, а для того, чтобы ты предпослал их, чрез руки нищих, для себя же в загробный мир. И ужели ты думаешь, что то, что у тебя есть, то твое? Нет, а оно дано тебе для того, чтобы ты делился оным с убогими. Бог все может взять у тебя, дарованное Им, но не берет для того, чтобы тебя сделать милостивым к нищим, а чрез это и наследником Своего Царствия. Итак, как видите, милостыня приносит нам пользу ту, что она дает нам помилование на Суде Божием, что она помогает спасению и что ею всякий грех заглаждается. И все это верно, братия мои!» «Милостыня, – говорит блаженный Августин, – пред враты геенскими стоит и не попущает ввергнути в темницу никогоже» (бес. 39, вопр. 50). И тот же св. Златоуст прибавляет: «Милостыня престолу предстоит, не точию покровительствуя, но и Самому Судии советуя, да виновного помилует и о нем издаст решение» (33 бесед. к народу). Ввиду этого, подавайте милостыню ближнему, какую можете. Кого накормите, кого напоите, кому помогите в одежде, кого посетите в заключении или в скорбном одиночестве, или в болезни, кого примите с любовью как странника. Поступайте так, и тогда станет несомненным то, что милость ваша похвалится на Суде Божием (Иак. 2, 13). Аминь.