Источник

Глава VII. И в осьмый день паки приносят его в церковь, во еже омыти

§1. Св. миро омывается в осьмый день

И в осьмый день, во еже омыти. В осьмый день после крещения возрастные приходили сами, а младенцы приносимы были другими в церковь для омовения их. Ибо все новопросвещенные до осьмого дня не стирали, а тщательно хранили на себе освященный елей и святое миро; посему же в продолжение семи дней они не слагали с себя белых одежд, надетых после крещения, и отнюдь не были омываемы, но омывались в осьмый день в церкви руками священника. Симеон Солунский (в гл. 68) говорит: «просветившиеся сверх обыкновенных одежд облачались в белое одеяние и должны были носить оное до седьмого дня, ради святого помазания, которого отнюдь не позволялось омывать, а только позволялось отирать руки этой же одеждою, как освященною. А после седьмого дня, который служит образом прехождения настоящей седмичной жизни, он должен придти в храм к иерею и от него принять омовение. Иерей с произношением священных молитв омывает его губкою и водою в тех местах главы и рук, в которых он был помазан святейшим миром. Прочие же части тела омывает сам крестившийся в приличном месте с тою притом предосторожностию, чтобы части святых, омытых здесь веществ, то есть воды крещения и мира, упав, не были попраны ногами». Таким образом, всякий, кто принял Святого Духа, должен праздновать память пришествия Его в продолжении толикого же времени, сколько и вообще празднует св. церковь память сошествия Святого Духа на апостолов, то есть в продолжении седми дней. Поскольку седмь даров Святого Духа, и с семью спутниками Дух Святой пришел к принявшему Его: то должно, чтобы всякий сопутник имел свой празднственный день. В это седмеричное число дней новопросвещенные не только не слагали одеяния и не омывались, но и упражнялись в божественных делах и в слушании церковных молитв. Обычай сей совершенно исполнил св. Епифаний, как пишется в житии его. – Там именно сказано, что «он введен был епископом в купель, крещен во имя Отца и Сына и Святого Духа; причащен на Божественной литургии Божественных Христовых Таинств и пребыл в епископии до осьмого дня».

§2. Белая одежда слагается священником

И разрешает ему священник. В осьмый день после крещения новопросвещенные не только омываемы были в церкви, но чрез священника же совлекали с себя белые свои одежды, данные при крещении, и уже одевались в свои новые обычные. Отсюда в житии св. Пелагеи повествуется, что «она, вопреки обыкновению, – чего не ведали церковные служители, – не исполнила сего обряда и сняла сама с себя белые одежды».

§3

Оправдался еси, крестился еси, и просветился еси, миропомазался еси, освятился еси, омылся еси. Здесь все первые слова, кроме последнего, то есть омылся еси, изображают три таинства, совершившиеся на просвещенном. Выражение, оправдался еси, показывает, что он получил прощение грехов, – крестился еси, означает омовение тела, – просветился еси, выражает просвещение души верою; – все это приобретено в одном таинстве, в крещении. В словах: миропомазался еси, заключается все таинство миропомазания. Выражение, освятился еси, относится к таинству причащения, которое преподается после крещения, то есть или в тот же самый, или на другой день по крещении, прежде исполнения семи дней; почему Тело и Кровь Христовы и называются Святыми Дарами и Святыми Тайнами. Последнее слово, омылся еси, объясняет настоящее омовение.

§4. Причащаются возрастные и младенцы после крещения

Освятился еси. Так как слова, освятился еси, относятся к причащению Святых Таин, что составляет уже третье таинство: то возрастные неминуемо должны принять сие таинство непосредственно после крещения, до времени омытия, бываемого по истечении семи дней. Симеон Солунский (в гл. 68) говорит: «это-то и составляет конец всех таинств, чтобы мы, изменившись в нового человека, очистившись от греха и сочетавшись Христу во Святом Духе, приобщились самого Тела и Крови Христовой и таким образом тесно соединились с Ним. Об этом Он говорит чрез пророка: Вселюся в них и похожду, и Сам молился Отцу, говоря: да будут едино, якоже и Мы; и в другом месте: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века; – так как чрез Таинства и невидимо пребудет Он с нами дотоле, пока не явится якоже есть, как говорит возлюбленный ученик Его. Для того Он и воплотился от Девы, чтобы соединиться с нами; для того и распялся и пролил кровь Свою за нас, чтобы мы соделались причастниками Его. И прежде креста Он преподал это Таинство чрез священнодействие, дабы и быть с нами и чтобы мы соединились с Ним в настоящей жизни и будущем веке и соделались причастниками Его блаженства. Ибо и Отец Его тако возлюби мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный».

Впрочем, не одних возрастных, но и младенцев должно причащать Святых Таин Тела и Крови Христовой непосредственно после крещения. Симеон Солунский (в гл. 69) пишет: «должно как можно чаще приносить и младенцев к причащению Святых Таин; ибо таким образом Сам Христос будет соблюдать и возращать их; а не так, как некоторые, противясь в сем случае церкви, нерадят о младенцах и отлучают их от общения со Христом, под тем предлогом, что младенцы не знают того, чему причащаются. Какое бессмыслие! – Так для чего же ты и крестишь младенца? Для чего и миропомазываешь, если он не знает, что приемлет в сих таинствах? – Когда православный восприемник приносит младенца к Богу, тогда младенец действительно возрождается в Царство Небесное, становится совершенным христианином и, умирая, бывает наследником Царствия Божия. Так и здесь, – верный должен приносить младенца к причащению, которое и есть жизнь вечная. И как не возродившийся водою и Духом не внидет в Царствие Божие, так и не ядый плоти Сына человеческаго, сказал Сам Господь, и не пияй крове Его не имать живота вечнаго». Августин к Вонифатию против ереси пелагианской (кн. 1, гл. 22) пишет: «в церкви Спасителя младенцы веруют чрез других, как чрез других же они приняли на себя и те грехи, которые отпущаются им в крещении: потому что те не могут иметь живота вечного, которые чужды Тела и Крови Христовых, – по слову Самого Господа: «аще не снесте плоти Сына человеческаго, и не пиете крове Его, живота не имате в себе». Итак, не без соблазна поступают те, которые, вопреки сему наставлению, отлучают своих младенцев от причащения Святых Таин. Если не встретится другого препятствия, то сие таинство, по первейшему преданию церкви, в капле Крови тогда же должно преподавать младенцам со лжицы, когда они восприяли святое крещение: ибо они естественно могут принимать все жидкое, и уже одна эта способность не лишает их сего Дара.


Источник: Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах и утварях церковных, Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского (1739-1811). В четырех частях. М.: Издательство Православного Братства Святителя Филарета Митрополита Московского, 1999. - 309 с.

Комментарии для сайта Cackle