Источник

Глава VI. Последование святого крещения и миропомазания

§1. Действия седми таинств

Крещения. Церковь Христова содержит семь таинств. Симеон Солунский (в гл. 33) говорит: «семь даров Св. Духа, как говорит Исаия; семь и таинств церковных, совершаемых Духом Святым. Таинства сии суть: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак и елеосвящение». Действия и плоды всех сих таинств кратко изображаются так: святое крещение очищает тело и просвещает душу, миропомазание утверждает в вере, Божественное причащение вселяет в нас Христа, покаяние есть восход на небеса и избавление от грехов, священство дарует духовную власть, брак о Господе освящает союз супружеский, елеосвящение предуготовляет к Царству Небесному.

Крещение есть второе создание наше

Прежде нежели приступим к описанию таинства крещения, мы должны знать, что с человеком бывает три создания или три рождения. Первое – телесное, или произведение из небытия в бытие. Второе – перемена бытия худшего на лучшее чрез крещение. И третье – воскресение из мертвых. Св. Григорий Назианзин (в 40 слове на святое крещение) говорит: «Священное Писание указует нам троякое рождение, а именно: рождение из тела, рождение из купели крещения и рождение из мертвых, – или воскресение. Первое из них есть рождение нощное, рабское и страстное; второе есть дневное, разрушающее страсти и отсекающее всякую скверну, происходящую от плотского рождения; а третье есть самое страшное и мгновенное, собирающее все создание во мгновении ока, да предстанет оно к Зиждителю и отдаст отчет в здешней жизни, в подвигах служения Богу и во всем поведении – раболепствовало ли оно похотям плоти и пресмыкалось ли по земле, или возвышалось вместе с духом и почитало благодать воссоздания. Все сии рождения Христос почтил Своим действием и примером: – одно почтил первым вдуновением жизни; другое освятил Своим воплощением и крещением, которым и Сам крестился, и, наконец, третье ознаменовал воскресением, которое Он Сам предначал. Ибо как Он был перворожден из многих братий, так благоизволил быть перворожденным и из мертвых». Симеон Солунский (в гл. 32), именуя крещение вторым рождением или воссозданием, объясняет оное: «крещение возрождает духом, потому что мы погубили первое, бесстрастное рождение, и теперь – в беззакониях зачаты и во грехах, как поет Давид, родила каждого из нас мать». И еще (в гл. 62): «священнейшее крещение есть и возрождение и воссоздание, очищение, и освящение, сыноположение, дар и святыня, сообщающая человеку тьму благ, как говорят отцы. – Итак, горе тому человеку, который, родившись в свет, или получив первое создание, лишается второго сего рождения или воссоздания, то есть веры во Христа и крещения».

Знаменование крещения

Апостол Павел к Римлянам (Рим.6:3–4) пишет: или не разумеете, яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся? – Спогребохомся убо Ему крещением в смерть: да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем. Следовательно, креститься в воде во Иисуса Христа значит креститься в смерть Его, или спогребаться Христу и с Ним же совоскреснуть. Симеон Солунский (в той же главе) говорит: «преимущественно же образует (крещение) смерть Христову и тридневное воскресение Его. Ибо от смерти Христовой, тридневного погребения и воскресения Его мы прияли бессмертие и нетление, надеемся оного будущего восстания, обновления и жизни вечной, которой начало положил Иисус Христос; Он один, будучи безгрешен, пострадал за нас грешных, и неподверженный смерти, как несогрешивший, за нас один умер. Посему, упразднив смерть, Он восстал и разрешил нас от страстей и осуждения, пострадав бесстрастный по Своему благоволению. – Быв Началовождем нашей жизни, Он вознесся на небо; посему и мы, облеченные в Него крещением, ожидаем Его с неба, когда Он и нас воскресит и подаст нам совершенное нетление, залог которого Он дарует нам и ныне чрез крещение. А как в крещении изображаются смерть Христова и воскресение Его – это объясняет Кирилл Иерусалимский (во 2 тайноводственном поучении): «и вы исповедали спасительное исповедание и погружались троекратно в воду, и паки из воды появлялись. И здесь вы знаменательно изобразили тридневное погребение Христово. Ибо как Спаситель три дня и три нощи пребыл во чреве земли: так и вы первым из воды появлением изобразили первый день, а погружением – первую ночь Христова пребывания в земле. Ибо как человек нощию более не видит, а днем во свете обращается: подобно и в погребении, как в нощи, вы ничего не видели, а в появлении из воды, как во дни были. И в то же время вы умирали и рождались: и оная спасительная вода была вам и гроб, и матерь». Причину, почему в крещении изображаются смерть Христова и Его воскресение, объясняет Василий Великий (в гл. 15, о Св. Духе, лист 21) следующим образом: «для достижения совершенства христианской жизни надобно подражать Христу не только в тех примерах, которые Он показал в своей жизни, как то: в кротости, смиренномудрии и долготерпении, но еще и в самой смерти, по словам подражателя Христова, апостола Павла: сообразуяся смерти Его, аще како достигну в воскресение мертвых (Флп.3:10–11). Как же мы бываем в подобии смерти Его? – Спогребшеся Ему крещением, – ответствует Павел. Какой же это образ погребения, и какая польза от подражания? – Наперед непременно должен быть пресечен порядок первой жизни. А сего никто не может сделать, если кто не родится свыше, – по свидетельству Самого Господа; потому что пакибытие, как означает и самое имя, есть начало другого жития. Следовательно, прежде нежели начнем другое житие, надобно окончить первое. Как у тех, которые, окончив путь, опять возвращаются по нему, между сими противоположными движениями, бывает некоторая остановка и отдохновение: так и в перемене жизни представляется необходимым, чтобы между первою и другою жизнию посредницею была смерть, которая, окончив прошедшее, положила бы начало последующему. Как же исполняет сошествие во ад? – Опять подражая крещением погребению Христову: ибо во время крещения, тела крещаемых, как бы погребаются в воде. Следовательно, крещение таинственным образом означает отложение плотских дел, – по словам апостола: обрезани бысте обрезанием нерукотворенным, в совлечении тела греховнаго плоти, во обрезании Христове, спогребшеся Ему крещением (Кол.2:11–12). Как таинство крещения образует тридневное погребение и воскресение Христово, так и само оно издревле было прообразуемо во многих и различных событиях в церкви Божией. Последнее из таковых прообразований св. Златоуст указывает (в беседе 36 на Иоанна) в овчей иерусалимской купели, имевшей пять притворов, в которых лежало множество больных, хромых, слепых, сухих, чающих движения воды. В беседе об этом он говорит: «какой это образ исцеления, какое он являет нам таинство? – Ибо это написано не просто и не напрасно, но открывает нам, как бы в образе, предметы будущие, дабы действие, весьма необыкновенное и случайно установленное не повредило у многих силы веры. Итак, что же оно изображает? Имело некогда быть даровано крещение, содержащее многую силу и великий дар, – крещение, очищающее все грехи и творящее мертвых живыми. Итак, все спасительные плоды крещения ясно прообразованы в овчей купели, равно как и во многих предметах и событиях. Господь Бог, желая приблизить нас к дару крещения, не только уже очищает скверны, но и исцеляет недуги. Ближайшие к истине образы крещения, страданий Христовых и других новозаветных событий яснее изображали истину, чем прообразы древние. И ангел, снисходя, возмущал воду и сообщал ей целительную силу, дабы познали иудеи, что тем более Владыка ангелов может исцелить все душевные недуги. Но как здесь исцеляло не просто водное естество, – иначе это было бы всегда, – но действием ангела: так и в нас (то есть в возрождении нашем) действует не простая вода, но когда приимет благодать Св. Духа, тогда разрешает нас от всех грехов. При той купели лежало многое множество больных, слепых, хромых, сухих, чающих движения воды: но тогда немощь препятствовала тому, кто хотел получить исцеление, а ныне всякий может приступить к принятию благодати духовного исцеления. Ибо не ангел Тот, Кто возмущает воду, но Владыка ангелов, Который все соделывает: и страждующий не может ныне сказать: человека не имам; не может сказать и сего: егда прихожду аз, ин прежде мене слазит. Но хотя бы пришла вся вселенная, не истощается благодать и не оскудевает действие, но после пребывает в той же силе, в какой было и прежде сего. Сие же (исцеление больных при овчей купели) соделано для того, чтобы, познав, что водою можно уврачевать телесные недуги, и приучившись к сему явлению в продолжении многого времени, удобно могли уверовать, что (вода наитием Св. Духа) может исцелять и душевные недуги».

Елицы во Христа, вместо трисвятого

Так как погружение наше в воде или крещение наше есть столь величайшее дело: то Симеон Солунский (в гл. 62) присоединяет к нему и другие принадлежности: «поскольку Божественнейшее крещение есть величайшее дело, то прежде церковь совершала крещение приходящих чрез архиереев в соборных храмах, в то именно время, когда на Божественной литургии мы поем: елицы во Христа крестистеся; преимущественно же в Великую субботу, когда читаются многие чтения из божественных пророков, пред Божественною литургиею. Впрочем, крестить можно и должно и во всякое время, чтобы когда-нибудь не случилось какой задержки и чтобы кто-либо не скончался непросвещенным, то есть без крещения, и не произошло от этого величайшего зла: ибо некрещенный не спасется. Надобно также, если возможно, совершать крещение с торжественностию и благоговением. Иерей должен быть внимателен и трезвен; потому что он совершает величайшее дело Божие, – воссоздание человечества. Восприемник приводит крещаемого к священной купели, поручаясь, что он добровольно приступает к крещению. И все это совершается в присутствии свидетелей; прежде всего и преимущественно в соприсутствии Божием, – потом при иерархе и случившихся здесь верных, кои все суть свидетели совершаемого, – также при восприемнике, приносящем крещаемого, особенно же при Божественных и чистых ангелах, радующихся о Божественном во Св. Духе рождении и спасении крещаемого и записывающих его на небесах. Почему и нужно присутствовать тогда всем верным с возможным благоговением и радостию, в убеждении, что им соприсутствуют ангелы, которые радуются о едином грешнике кающемся; – что крещаемый предается тогда святому ангелу хранителю, который будет с ним всегда, отгоняя завистливых демонов и всякие наветы коварнейшего врага, и введет его в Царство Небесное, если только крещаемый и верою и делами соблюдет целою благодать крещения».

§2. Белая одежда, свещи и каждение при крещении

Входит священник, и облачается в священническую одежду белую. Три вещи, употребляемые при крещении, то есть белая одежда на священнике, возжигаемые свечи и каждение окрест купели, не требуют никакого объяснения. Ибо кто не знает, что белый цвет есть знак веселия, и церковь, обретая в крещении погибшую овцу, желает сим видимым знаком изобразить свою радость? Возжигаемые свечи не приличны ли такому таинству, которое посредством живой веры подает душе просвещение, и само во многих местах именуется светом и просвещением? Для того и требуется почтить его возженными свечами. Каждение же фимиамом употребляется как действие, потребное к молению и служащее пособием при всяких очищениях и освящениях. Симеон Солунский (в гл. 62) говорит: «и зажигаются свечи, означающие просвещение духа и то, что крещаемый из тьмы грядет к свету и становится уже сыном света. Каждение же фимиамом являет благоухание и святыню Духа, омывающего всякое греховное зловоние».

§3. Начало крещения есть возглас: Благословено царство

Благословено царство. По какой причине литургия начинается возгласом: Благословено царство (о сем смотри в литургии Златоуста, §2): по той же причине полагается то же начало при крещении. Ибо мы крещаемся во имя трех Лиц Св. Троицы, то есть во имя Отца и Сына и Святого Духа.

§4. Молитва, произносимая иереем при крещении тайно

Глаголет в себе молитву сию тайно. Глаголет в себе священник молитву сию тайно не по той причине, по которой он и всегда читает тайно молитвы, когда диакон говорит ектении или когда лики громогласно поют церковные песни, но для себя. В сей молитве, во-первых, он признает пред Богом свое смирение и уничижение; потом, молясь тайно о себе самом, он просит для себя очищения и умилостивления, дабы, очищая других, сам не явился пред Богом осквернен грехами; наконец, испрашивает себе у Бога крепости и благодати послужить таинству, как должно и прилично. Потому и окончание сей молитвы, как своей собственной, он не возглашает, но как славословие, так и аминь говорит про себя и тайно.

§5. Вода при крещении освящается молитвою

И освяти воду сию. С этих слов начинается освящение воды. И для того иерей восклицает: Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя. Слова сии он произносит трижды, воспевая Троическое Божество и величая Благодетеля. Потом возносит молитву и воплощенному за нас Сыну Божию и исчисляет все дивные и великие действия Его, явленные от начала веков; наконец приводит в воспоминание воплощение Его от Духа Святого и Девы Марии и крещение во Иордане, которым Он воссоздал нас, сокрушив главы змиевы в воде, как говорит пророк. Посему он умоляет Его и теперь приити и наитием Св. Духа освятить воду. Ибо Сын неразлучен от Отца и Св. Духа, и благодать есть общее действие всей Св. Троицы. Трижды знаменует (иерей) рукою крестообразно воду, изображая сим действием Христа, и молится, да сотворит ее нетления источник и проч.

§6. Знамением креста с погружением перстов

И знаменует воду трижды, погружает персты в воде. Троекратными знамением креста и погружением перстов во глубину благословляется вода. Ибо прикосновением руки, погружаемой таким образом, совершаются три креста, первый – на поверхности воды, второй – немного глубже, и третий – в самой глубине. Таким образом рука, вооруженная крестом, преследует демона во всех частях водного естества и изгоняет его совершенно из ней, дабы претворить ее в духовную и святую: – дабы ничто лукавое не могло в ней утаиться, но чтобы получила она силу противиться козням враждебного духа и изгонять, освящать и усыновлять крещаемых в ней Богу, творя их чадами света.

§7. Дуновение на воду

И дунув на ню. Прежде священник творил дуновение на лице оглашенного, изгоняя из него нечистого духа и уготовляя место Духу Святому, как показано выше (гл. 5, §7); теперь он творит троекратное дуновение и на воду. Этим действием он низводит обильнейшую благодать на воду, подражая Христу и воспоминая, что Дух Божий носился над водою еще при сотворении, свидетельствуя о крещении в начале бытия мира.

§8. Елей освящается дуновением, знамением креста и молитвою

И вдунет трижды в сосуд елея. Святое миро приемлется освященным от епископа, а вода и елей освящаются иереем особливо при крещении. Образ освящения воды показан выше (§5). Теперь иерей освящает елей сперва дуновением и знамением креста, а потом и следующею молитвою: Владыко Господи, Боже отец наших и проч. Здесь преимущественно потребны дуновение и знамение креста, равно как и самая сия молитва. Симеон Солунский (в гл. 62) говорит: «а елей освящается следующим образом: он приносится в каком-либо чистом сосуде к архиерею или иерею, который дует на него и знаменует трижды рукою крестообразно: дуновением выражая благодать Духа, которую архиерей приял от Христа чрез Божественное дуновение Его на апостолов; крестом изображая Самого Распятого за нас, чрез крест совершившего спасение наше. Посему крест имеет силу священно совершительную, и без креста не совершается ничего Божественного. Затем, преклонив главу, иерей молится о том, дабы елей освящен был Духом Святым».

§9. Елеем производятся в воде три креста

Иерей творит кресты три елеем в воде, то есть присоединяет или приобщает священный елей к той же освященной воде, – в знамение, во-первых, того елея, которым Христос в Евангелии, в лице самарянина, уврачевал человека, впадшаго в разбойники (Лк.10:34); потом в знамение и того елея или маслины, с которой сучец принес голубь в ковчег Ноев. Симеон Солунский (в гл. 62) пишет: «а так как нужно здесь быть и образу Божественной милости, то и употребляется св. елей. Ибо вода знаменует омовение и очищение, и уже освящена. А елей показывает Божественную милость и благоутробие благости Божией; он-то именно подается тем, которые изранены общим врагом и поражены им, как говорит Христос в Евангелии. Это и при Ное показано было: ибо голубь принес в устах сучок маслины находившимся на воде в ковчеге. Вода (потопа) прообразовала крещение, а голубь – Духа Святого; сучок же маслины, принесенный им в устах, был знамением милости и безмерной благости Божией. По сей причине и здесь в крещении употребляется святой елей».

§10. Аллилуиа во время совершения иереем трех крестов в воде при крещении

Священник поя аллилуиа трижды с людьми. Когда елей присоединяется к воде чрез троекратное изображение креста, тогда поется и песнь: аллилуиа. Эта песнь (аллилуиа) есть песнь пророческая, изложенная и воспетая пророками; она знаменует первое и второе пришествие Божие, как показано в изъяснении богослужения утрени. При настоящем действии, то есть во время присоединения к освященной воде елея, образующего милость, сею песнию – аллилуиа, церковь прославляет Христа, подающего милость и благодать Своему крещаемому.

§11. Елеем помазуется крещаемый

Помазуется раб Божий. Во всех таинствах и во всех освящениях священнослужители употребляют форму в страдательном виде и в третьем лице, умалчивая о собственном лице, как действующем. Ибо не говорят: помазую я тебя, дабы не показать, что сие таинство или другие освящения заимствуют свою силу от их заслуг, но как таинства совершаются силою Христовою, так от Его же имени произносят и слова: помазуется и проч., дабы не оставить в душе никакого сомнения в действительности таинства или освящения.

Различие елеопомазания и миропомазания при крещении

Таким же образом, как увидим ниже, произносятся и прочие формы тайнодействия и освящения: крещается, облачается, постригается (и проч.) раб Божий имя рек. Здесь крещаемый помазуется святым елеем, после он будет помазан и св. миром: и так он приемлет два помазания: первое есть начало крещения, а последнее – совершение оного. Таковое различие их изъясняет Симеон Солунский (в гл. 63) так: «теперь вливается елей, предшествуя миру; а миро – после, так как чрез него крещаемый получает начаток освящения и помазывается на божественные подвиги; а после крещения он укрепляется окончательно, совершенствуется и запечатлевается совершеннейшим миром благодати».

§12. Елей радования

Елеем радования. Радование или радость есть один из плодов Святого Духа. Плод же духовный есть любы, радость, мир и проч. (Гал.5:22). И потому елей есть образ этого радования или радости во Святом Духе. Ибо радование есть благость и укрепление спасающего нас Духа, как молит пророк Давид: Воздаждь ми радость спасения и Духом Владычным утверди мя. Василий Великий (на Пс.44, лист 65) говорит: «справедливо Дух Святой называется елеем радования, когда один из тех плодов, кои Он производит в душе нашей, есть радость». Таковым елеем радования помазуется крещаемый единственно для того, чтобы быть «возбуждену к будущим, предстоящим ему христианским подвигам». Св. Дионисий (стр. 36) пишет: «священники совершают на нем (крещаемом) священнодействие помазания, образно возбуждая чрез то совершаемого к священным подвигам под знамением Подвигоположника Христа; ибо Он, как Бог, есть Творец подвигов; как Премудрый, Он положил для них законы, и как Преблагий, определил благоприличные воздаяния побеждающим». – Св. Амвросий (в кн. 1, о таинствах) говорит: «ты помазан, как подвижник Христов, имеющий противоборствовать брани сего века». Так крещаемый готовится к божественным подвигам и приемлет крещение именно для того, чтобы не пасть во время битвы с врагами духовными, но чтобы подражать Христу, в Которого он облекается; чтобы блюстись от лукавого и мужаться в борьбе с ним. Так и в древности готовящиеся к особенным подвигам мазались елеем.

§13. Крещаемый стоит наг и держится при погружении

Проста его держа и зряща на восток. Крещаемый при погружении становится не только зрящим на восток, но и прост, то есть должен быть весь наг. Симеон Солунский (в гл. 63) говорит: «тогда крещаемый вводится в воду весь нагий, как и родился, и как был создан. Но прежде он имел Божественную одежду чистоты, и будучи наг, не стыдился; а ныне, родившись нагим, носит на теле стыд преступления. Только вошедши во святую воду, он освобождается от стыда, который наложил на него грех, и приемлет славу и одежду нетления».

§14. Говорится, крещается, а не крещаю

Крещается раб Божий имя рек. Это слово, крещается, употребляемое в страдательном третьем лице и относясь к крещаемому, основывается на словах Иоанна Крестителя, рекшего Христу: Аз требую Тобою креститися (Мф.3:14). Посему оно не относится к лицу служителя, но самого крещаемого делает уверенным в принятии благодати крещения. Ибо где ясно не упоминается имя действующего служителя, там приемлющий крещение не взирает на его заслуги, но признает единого Бога Виновником благодати. Сверх сего иерей говорит: крещается, а не крещаю аз, и для того, чтобы засвидетельствовать совершенно свободное произволение крещаемого: ибо форма: крещаю аз не показывает того, что просвещаемый принимает крещение добровольно; можно подумать, что он крестится по приказанию начальственному, а не по своему желанию и намерению, но по одному произволу крещающего. А выражение – крещается означает, что этот крещаемый добровольно принимает крещение от архиерея или иерея и от Самого единого Бога, в Троице сущего. Посему же к сей форме крещения присоединяется и самое имя крещаемого. Крещаемый погружается в воду трижды. Св. Дионисий (стр. 22) говорит: «священноначальник, стоя над ним (крещаемым), при возглашении его имени трижды погружает его в воде, призывая три Ипостаси Божества при троекратном погружении и возвождении крещаемого из воды». В главе сей (§1) было показано, что погружение в воду знаменует погребение Христово, и что тот, кто погружается в воду, спогребается Христу и совостает со Христом. Посему тот же св. Дионисий (на стр. 32) говорит: «священнообразовательное сие учение тайноводствует крещающегося, что он тремя погружениями в воду подражает богоначальному тридневному погребению и смерти Жизнодавца Иисуса, – сколько может быть вместимо для человека это богоподражание; посредством этого (троекратного погружения) по таинственному и сокровенному преданию крещаемый так очищается, что уже начальник (князь) мира сего не находит в нем себе ничего». – Св. Кирилл Иерусалимский (в 3 поучении) говорит: «и как Христос воистину был распят, погребен и воскрес; так и вы чрез крещение удостоились в подобии и сраспяться и погребстися и возстать с Ним». Симеон Солунский (в гл. 63): «и таким образом он возводит его (из купели) уже освященным Божественнейшим крещением, в одно время и воссозидая и священно совершая его именем Святой Троицы, провозглашая и три Лица во едином Божестве, в словах: во имя, – чем означается единство Божества, – потом Отца, и Сына, и Святаго Духа, чем исповедаются три нераздельные и неслиянные Божественные Лица, – а в то же время тремя погружениями и поднятиями изображая тридневное погребение и восстание Распятого за нас плотию и Восставшего».

§15. Аминь при погружении

Во имя Отца, аминь: и Сына, аминь: и Святаго Духа, аминь. Надлежит здесь знать, что трижды аминь напечатано в Требнике между Лицами Святой Троицы для произношения восприемнику и предстоящим, которые все и при всяком погружении должны произносить от себя аминь, во исповедание совершаемого, как бывает сие же самое и при пострижении чтеца и певца, о чем смотри в своем месте. Во избежание сего замешательства правильнее делается, когда в российских требниках эта частица аминь печатается другими чернилами трижды между Лицами Всесвятой Троицы, чем, когда она печатается одними чернилами и шрифтом с теми же Божественными словами.

§16. Аминь четвертое, по погружении

Ныне и присно и проч. Хотя сии слова: ныне и присно, и во веки веков, аминь не суть Христовы, но священник, после изречения слов Христовых, может присовокупить оные в ознаменование чрез них своего желания и моления о том, чтобы благодать, сообщенная в крещении, пребыла на крестившемся и во веки веков. Четвертое и окончательное, имеющееся здесь, аминь, уже не относится к какому-либо Лицу Святой Троицы, но есть заключение сего одного окончательного моления.

§17. Крещаемый приветствуется

Блажени, ихже оставишася беззакония. Как только крещаемый исходит из купели, предстоящие тотчас приветствуют его с приобретением истинного блаженства чрез крещение. И потому поют псалом: Блажени, ихже оставишася беззакония. Симеон Солунский (в гл. 64) говорит: «и так возродившись, крестившийся исходит из священной купели, духовной матери нашей, – как из девственной, чистой и святой утробы, всецело новым, просвещенным и сыном Божиим. Ибо как Христос родился от Девы, да очистит наше оскверненное рождение, так и мы рождаемся от чистой купели; и как там чистая кровь и чрево Девы Духом Святым устроили плоть Бога Слова, так и в нас чистая вода купели и Божественный Дух совершили чистое возрождение». И св. Кирилл Иерусалимский (в 1 огласительном поучении) говорит: «услышите пророческий глас, вопиющий: измыйтеся, и чисти будете, дабы воззвал к вам ангельский лик: блажени, ихже оставишася беззакония».

§18. Белая одежда на крестившемся есть риза правды

Облачается раб Божий в ризу правды. Ни о чем нет столь ясных свидетельств в древности церковной, как о том, что новопросвещенных, выходящих от священной купели, облачали некогда в белую одежду, то есть как для младенцев, так и для взрослых приготовляли или все одеяния белые, или по крайней мере одну верхнюю одежду белую. Все сии белые одежды имеют особенное знаменование, и потому суть – ризы правды. Св. Кирилл (в 4 тайноводственном поучении) говорит: «когда совлекся ты ветхих одежд и облекся духовно в белые, то надлежит во всякое время носить белое. Совсем не то мы говорим, что будто бы тебе надлежит во всякое время облачаться в белые одежды, но в белые в истинном смысле и светлые, то есть в духовные». – Св. Амвросий (в книге о просвещаемых) говорит: «потому ты принял белые одежды, чтобы они были знаком того, что ты совлек с себя покрывало грехов и облекся в чистые и белые одежды (оправдания)». Симеон Солунский в гл. 68: «затем надевает наверх белую одежду, которая называется также анаволий, – во образ Божественного света и ангельской чистоты: ибо крестившийся явился сыном света и всецело нескверным и чистым».

§19. Крестившийся приготовляется к св. миропомазанию и причащению

И по еже облещи его, молится священник. Настоящею молитвою: Благословен еси, Господи Боже Вседержителю, крестившийся приготовляется к святому миропомазанию и причащению. Симеон Солунский (в гл. 66) говорит: «прежде миропомазания, после крещения, когда крещаемый облачился в одежду, которая благословляется архиереем, он возносит благодарение Богу о спасении возрожденного водою и Духом. Потом молится об удостоении его св. миропомазания и, – чрез него, – дара и освящения Божественного Духа. Ибо чрез Божественное миро он является святым и запечатанным Христу, предметом попечений для ангелов, а для врагов неуловимым, если только будет бодрствовать. Молится также о том, чтобы крещаемый сподобился причастия Св. Таин».

§20. Помазуется св. миром

Помазует крестившагося св. миром. Миропомазание есть второе таинство, которое как в прежние, так и в нынешние времена преподается новопросвещенным вместе и нераздельно с крещением. Гавриил, епископ филадельфийский, говорит: «Восточная церковь не только архиереям, но чрез них и священникам без опасения вверяет совершение миропомазания после св. таинства крещения для того, чтобы кто-либо из крещенных не лишился этой благодати, если ему случится, как бывает с людьми, отойти из этой жизни нечаянною или преждевременною смертию». Поскольку св. миро подает различные дары Св. Духа: то для сего оно и состоит не из одного какого-либо вещества, но составляется из весьма многих благовонных веществ; в сложности своей оно представляет и многомощные действия, и многообразные дары Святого Духа и Его благоуханную святыню. Как при крещении Христовом, совершившемся на водах Иорданских чрез Иоанна Предтечу, явился с неба и Дух Святой в виде голубя: так и здесь, не довольно того, что крестившийся погрузился в воде, но потребно ему иметь и нисшествие Святого Духа. Сие-то действие и совершается здесь чрез таинство миропомазания. Симеон Солунский (в гл. 64) говорит: «как там, в крещении Спасителя, было нисхождение Духа, дабы явить нам в Воплотившемся всю полноту Божества: так и у нас за крещением следует помазание миром для того, чтобы и мы получили благодать Духа. Ибо от исполнения Его, сказано, и мы вси прияхом и благодать возблагодать». И далее (в гл. 65): «миро даруется нам и как печать и знамение Христово, как и Сам Христос называется так именно потому, что Он и телесно имел в Себе Самом от Отца всю силу Духа. О сем же говорит Исаия: Дух Господень на мне, егоже ради помаза мя».Так и мы, получив от Него благодать в мире, называемся христианами и делаемся христами (помазанниками) Господними. Св. Кирилл Иерусалимский (в тайноводственном поучении) говорит: «Христос помазался мысленным елеем радования потому, что есть Виновник духовной радости: вы же, помазавшись миром, сделались общниками и причастниками Христу».

§21. Печать дара Духа Святого: св. миром помазуются многие члены

Печать дара Духа Святаго. Симеон Солунский (в той же 65 гл.) говорит: «помазуя уже крещенного, архиерей произносит слова: печать дара Духа Святаго, аминь, показывая при этом, что помазание есть знамение Христово». Таковою печатию Духа Святого или знамением Христовым помазуются многие и различные члены крестившегося. Св. Кирилл Иерусалимский (в 3 тайноводственном поучении) говорит: «помазаны вы были на челе, чтобы избавиться вам от стыда, какой первый преступник человек носил всюду с собою и чтобы откровенным лицем созерцать вам славу Господню. Потом на ушах, дабы получить вам ухо для слышания Божественных таин, ухо, о котором сказал Исаия: и приложи ми Господь ухо, еже слышати (Ис.50:4), и Господь Иисус в Евангелии: имеяй уши слышати, да слышит (Мф.11:15). После сего на ноздрях, дабы вы, облагоухавшись Божественным миром, возглаголали: Христово благоухание есмы Богови в спасаемых (2Кор.2:15). Далее – на персях, да облекшеся в броня правды, станете противу кознем диавольским (Еф.6:14, 11). Ибо как Христос по крещении и по наитии Святого Духа победил супостата: так и вы по святом крещении и по таинственном миропомазании, облекшеся во всеоружие Святого Духа, стали против силы супостата, и побеждаете оную, восклицая: вся могу о укрепляющем мя Христе». Помазание миром в сем таинстве именуется печатию, – по словам апостола Павла: извествуяй же нас с вами во Христа, и помазавый нас Бог: Иже и запечатле нас, и даде обручение Духа в сердца наша (2Кор.1:21–22). Отсюда св. Кирилл Иерусалимский (в 18 огласительном поучении) пишет: «печать вам дана общением Святого Духа». Как в Таинствах вода, вино, хлеб и елей, хотя сами по себе вещи простые, но по освящении преподают нам Божественные Дары, так и миро. Посему св. Кирилл (в 3 тайноводственном поучении) говорит: «но смотри, не почитай оного мира простым. Ибо как хлеб в евхаристии по призывании Святого Духа не есть уже простой хлеб, но Тело Христово: так и святое сие миро не есть более простое, ниже, если бы кто сказал, обыкновенное по призывании: но дар Христа и Духа Святого, присутствием Божества Его бывающий действительным. Им знаменательно помазуются твое чело и другие орудия чувств. И когда видимым образом помазуется тело, тогда Святым и Животворящим Духом освящается душа».

§22. Образ круга при крещении

Творит священник круга образ. Народ израильский творил круги или лики после преодоления и потопления фараона в море, при чем воспел: поим Господеви, славно бо прославися: коня и всадника вверже в море (Исх.15:21). Равным образом и здесь, погребши ветхого человека в водах спасения и свергнув свирепость врага человеческой свободы, священник и восприемник с новопросвещенным творят божественный лик и обходят вокруг купели. Это есть доказательство их духовного веселия. Сделавшись сыном света, новопросвещенный в знамение сего имеет в руках возженную свещу; и поскольку плод Духа Святого есть радость, то по принятии сего дара от купели, все они, радуясь, обходят вокруг оной. Весь сей обряд Симеон Солунский (в гл. 67) описывает следующим образом: «крестившийся соделался сыном света и всецело нескверным и чистым: если он возрастный, то сам держал свещу во славу и знамение Божественнейшего света; а если младенец, то свещу вместо него держит восприемник. Между тем клир поет: елицы во Христа крестистеся; архиерей же радостно берет крещаемого за руку, и составив лик, как бы сликовствуя и веселясь вместе с ангелами, трижды обходит купель, радуясь о духовной матери и рожденном от нее силою Божественного Духа». Описанный здесь обряд принят церковию издревле. Св. Григорий Назианзин (в беседе 40 о крещении) говорит: «это состояние, когда ты станешь пред святым алтарем после крещения, есть предначертание будущей славы; это псалмопение, с которым примут тебя от купели, есть предначатие тамошнего (небесного) песнопения; эти светильники, которые возжжешь ты, суть таинственные прообразы тамошнего световодительства, с которым мы, как светлые и девственные души, с светлыми свещами, сретим Жениха, не предаваясь сну от лености». Хотя таким образом и объясняется здесь совершение круга, но оно может быть принято и в другом знаменовании. Круг всегда служит знаком вечности. Посему новопросвещенный, обходя трижды вокруг купели, дает о себе знать, что он обещается служить Триипостасному Богу и веровать в Него вечно, то есть до конца своей жизни, и притом просит Его сподобиться вечного блаженства.

§23. Вода и елей не просто употребляются

И священник творит отпуст. По совершении двух таинств, то есть крещения и миропомазания, и после отпуста, куда следует употребить елей и воду, вновь освященные при таинстве? – На это отвечает Симеон Солунский (в гл. 70): «останки святого елея радования иерей не должен употреблять, как случится: ибо он есть прообразование Божественного мира; – но должен блюсти его в особом и священном сосуде, иждивать в лампаде пред престолом, а не употреблять в пищу, как елей обыкновенный. Равным образом и Божественная вода крещения, в которой поглощен грех, на которую нисходил Христос, снисшел Дух Святой и посредством которой воссоздан человек, должна быть излита на священном месте, дабы, будучи вылита где и как случится, не была попрана людьми, неведущими таинства».


Источник: Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах и утварях церковных, Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского (1739-1811). В четырех частях. М.: Издательство Православного Братства Святителя Филарета Митрополита Московского, 1999. - 309 с.

Комментарии для сайта Cackle