Источник

Глава VII. И в осьмый день паки приносят его в церковь, во еже омытиГлава IX. Последование о исповедании

Часть четвертая. О молитвах и последованиях, содержащихся в требнике

Глава VIII. Молитва на пострижение власов младенца

Пострижение младенца после крещения

Св. Афанасий, в ответ на вопрос 28, говорит: «Еллины имеют обыкновение стричь верхнюю часть головы у отроков, оставляя малые волосы; потом они обрезают их и посвящают демонам». Впрочем, обряд пострижения, вымышленный язычниками для идолов, христиане обратили в жертву истинному Богу, потому что они приняли его в подражание ветхозаветному, законному обряду назореев, который восхотел исполнить и св. апостол Павел (Деян.21); или – правильнее сказать, – переменяя этот обряд на новый и совершеннейший, они постригают крестообразно верхние волоса на главе младенцев не для того, чтобы освятить их или посвятить Богу, но более для того, чтобы пострижением и приношением их доказать, что они предают своих младенцев в послушание Богу на веки. Ибо пострижение власов и до ныне служит знаком рабства как у варваров, так и у христиан; – что самое сделали некогда и римляне грекам, имевшим длинные волосы, после победы над ними. Таковое повиновение и рабство, знаменуемое в сем пострижении, в том же смысле, только другими словами, объясняет и Симеон Солунский (в гл. 68): «после помазания священник стрижет крестообразно волосы на главе крещенного частию в знамение того, что главою своею имеет он Христа и что должен он молиться с непокровенною главою, как учит и апостол Павел; а вместе с сим – и возлагая чрез сие как бы некоторую печать, почему и постригает его крестообразно, дабы он отверг всякий лишний помысл. Кроме того, волосы крестившегося приносятся Христу, как начаток и жертва от человеческого тела. Посему иерарх или иерей, взяв эти волосы, не бросает их, как случится, но полагает в священном месте».


Источник: Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах и утварях церковных, Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского (1739-1811). В четырех частях. М.: Издательство Православного Братства Святителя Филарета Митрополита Московского, 1999. - 309 с.

Комментарии для сайта Cackle