Часть первая. О церкви вообще, о всех частях ее и о всех вещах и утварях, к ней принадлежащих
Глава III. О святом престоле и его принадлежностях
§1. Знаменование и значение алтаря
Первейшая часть храма, знаменующая, как выше было сказано, невидимое Божество Христово, душу человеческую и проч., есть алтарь. Слово «алтарь» латинского происхождения; оно составлено из слов alta ага, что значит возвышенный жертвенник. Греки алтарь называли словом βῆμα, которое имеет то же значение. Βῆμα, по общему употреблению греков, означает: 1) возвышенный жертвенник, или вообще такое высокое место, которое не всякому доступно и даже для многих неприкосновенно; 2) кафедру, с которой ораторы произносили народу свои речи, и 3) судилище, с которого цари народу или военачальники воинам давали повеления, творили суд, раздавали награды за заслуги или дары от своего богатства.
§2. Престол есть важнейшее место в алтаре
Важнейшее в алтаре место есть святой престол. Посему все преимущества, приписываемые алтарю, ни к одному находящемуся в оном месту не могут быть так близко применены, как к святому престолу невидимого Бога, возвышающемуся посреди алтаря. Симеон Солунский (гл. 131, о храме) говорит: «священнейший алтарь в сем месте образует пренебесное и то, что превыше небес, где поставлен престол невидимого Бога».
Престол есть жертвенник и училище
Святой престол прежде всего есть тот истинный жертвенник, на котором приносится в жертву Христос наших ради грехов, приносится, как Архиерей и как Сын человеческий, закалаемый в тайную и бескровную жертву. Жертва сия раздается верным в словесное служение, чрез которое мы становимся причастниками живота вечного и бессмертного. Престол есть истинное для нас училище, откуда мы слышим слова Того, Которому не было равного в учении, как сказано: николиже тако есть глаголал человек, яко сей человек (Ин.7:46).
Евангелие на престоле
На престоле же полагается написанное слово Божие, священное Евангелие, и полагается для того, дабы с сего возвышенного места оно видимо было всеми. Симеон Солунский (о храме, в гл. 13 и 133) говорит: «Евангелие, образующее собою Иисуса Христа, лежит посреди престола, и это для того, чтобы на него все взирали, особенно когда оно проповедуется».
Престол есть судилище
Престол же есть для нас и то истинное судилище Христово, с которого Спаситель преподает к подкреплению душ наших небесную пищу, Божественные Дары, и преподает не только как залог Своей милости, но и вечной любви. Престол же изображает и то судилище Христово, откуда мы, исшед из сей жизни, услышим суд и решение о будущей и вечной жизни нашей. В сем-то смысле пишет и св. Герман: «βῆμα или алтарь есть место возвышенное (на которое входят по ступеням), и в нем престол, где председит Царь всех, Христос со св. апостолами, которым Он сказал: сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Исраилевома» (Мф.19:28). Итак, представляя себе престол судилищем Христовым, всякий из нас должен помнить то время, когда мы явимся пред суд Христов, и то предварительное решение о своей участи услышим с престола, поставленного в алтаре. Ибо сказано: суд себе всяк яст и пиет. Это слово одного из двенадцати судей наших.
§3
Так как на престоле, поставленном в алтаре, в продолжение Божественной литургии воспоминаются различные дела Христовы, особенно Тайная вечеря, крест, гроб, тридневное воскресение, вознесение на небеса, седение одесную, второе и славное на землю пришествие, то один и тот же престол принимает разные значения. Во-первых, престол означает святую трапезу, на которой Христос дает верным в пищу и питие жизни вечной живоносную Свою Плоть и животворящую Кровь. Св. Герман пишет: «святая трапеза означает место погребения, где положен был Христос; на этой же трапезе предлежит истинный и небесный Хлеб, таинственная и бескровная Жертва; живожертвенная Плоть и Кровь Его предлагается верным в снедь и питие жизни вечной». Симеон Солунский (гл. 138) пишет: «страшная трапеза (престол), находящаяся среди святилища (алтаря), означает гроб Христов и таинство Его страдания: на сей-то трапезе совершается живая и всемирная Жертва, и Спаситель наш, как Бог, на ней почивает и, как агнец, закалается. Посему-то трапеза и стоит среди алтаря, чтобы ее видели все и вкушали от нее все. От этого престол и называется трапезою, поскольку Иисус есть животворная пища и сладость; тут находятся хлеб, укрепляющий и утверждающий верных, с вином чаша, которая веселит, животворит, согревает и упояет Божественною благодатию православных, и вода с вином, которая очищает, делает трезвым, орошает, напояет, заставляет приносить плоды и дает различные дарования. Все эту трапезу видят и все от ней причащаются. И кто от того хлеба не питается, мертв есть, по слову Давида: яко се, удаляющии себе от Тебе, погибнут (Пс.72:27). Пищу эту могут употреблять только люди, потому что пища эта словесная, и людям она пристойна. Ибо Слово только может питать без крови; и не от плоти те, которые питаются сею пищею, как и Тот, Который питает ею. Он Духом Святым рожден, и Духом Святым рождает; как Плод, происшедший бесстрастно, Он и изображается земными плодами бесстрастными же. Посему трапеза, хлеб, вино и вода суть таинства, и это Таинство бескровное, не жертва плотская и бессловная». Здесь следует заметить, что трапезою собственно называется одна только верхняя на престоле дска, которая положена и укреплена на столпах; от сей-то деки и весь святой престол называется трапезою. Симеон Солунский (106 гл.) говорит: «Архиерей в присутствии епископов и иереев берет трапезу, полагает ее на столпах и прикрепляет».
Престол означает гроб Христов, алтарь – гробницу
Святой престол означает еще гроб Спасителя, в котором погребли Его Иосиф и Никодим. Доказательства сего будут указаны в изъяснении литургии св. Иоанна Златоустого. Симеон Солунский (гл. 136) говорит: «святая трапеза есть гроб, а алтарь – гробница вокруг гроба». Сверх сего св. престол называется еще и престолом Божиим, скиниею, селением и жилищем славы Всесвятого.
Престол есть место присутствия Божия, скиния и проч
На сем престоле пренебесный Бог, седяй на херувимех, почивает таинственно. Симеон Солунский (в гл. 3, о храме) пишет: «в алтаре страшный жертвенник, т.е. трапеза, знаменует небесного Владыку; и эта трапеза называется седалищем и местом Божиим, успокоением, очистилищем и местом совершения великой жертвы, гробом Христовым и местом селения»; и (в гл. 98): «священная трапеза есть престол Божий, место воскресения Христова и честный гроб». Впрочем св. престол принимает и другие значения, смотря по тому, какое обстоятельство воспоминается из жизни Спасителя. Так он иногда означает горницу, где Христос совершил Тайную вечерю, вертоград, где иссечен был гроб Христов, гору Елеонскую, откуда Иисус вознесся. Об этих и других значениях святого престола будет упомянуто на своем месте, при объяснении литургии св. Златоуста.
§4. Почему престол и другие церковные утвари имеют разные значения?
Не только св. престол, но и жертвенник и все утвари церковные, как то: чаша, дискос, звездица, покровы и все одежды епископские, священнические и диаконские имеют разные значения, как увидим в чине литургии Златоустого. Причина, почему одни и те же вещи принимают различное значение, есть следующая: так как невозможно устроить столько необходимых и различных вещей, сколько воспоминается обстоятельств из жизни Спасителя, то одной и той же вещи даются многие значения, соответствующие разным местам, временам или словам. Отцы церкви не могли в алтаре устроить столько мест и вещей, сколько необходимо для служения; поэтому, избегая тесноты, одному месту и одним вещам дали многие значения. «Не всякий час», пишет св. Герман, «место и время определяют св. отцы, иначе потребовалось бы множество жертвенников и престолов, а это неприлично и для самого таинства».
§5. Престол бывает четвероугольный и возвышенный
Престол имеет много принадлежностей, из которых каждая имеет опять свое значение.
Во-первых, престол должен быть четверочастен или четвероуголен и возвышаться среди алтаря; так как на нем предлагается Христос для всех стран света, то и необходимо, чтобы все его видели и вкушали. Возвышаться престол должен и потому еще, что на нем совершается высокое и пренебесное таинство. Симеон Солунский (в гл. 133) говорит: «четверочастною трапеза бывает потому, что от нее питались и ныне питаются четыре страны мира, возвышаться должна, по причине высокого и небесного таинства».
Во-вторых, престол или трапеза утверждается на четырех столпах, которые означают пророков и апостолов. Симеон Солунский в той же главе пишет: «трапеза поддерживается столпами, которые и делают ее высокою; столпы эти, твердо поддерживающие трапезу, означают пророков и апостолов». Иногда престол бывает на одном столпе, или, как говорится в Требнике на освящении храма (лист 327), на единостолпии иногда же и вовсе без столпов, а устрояется на сплошном четвероугольном ковчеге (ящике). Какое значение имеет в этом случае один столп, и почему иногда престол утверждается на четвероугольном ящике, о том смотри в 3 ч., гл. 8, §3.
Ступени около престола
В-третьих, не мешает здесь заметить, что в древности вокруг престола делались ступени, на которые священники и диаконы всходили для целования престола или для совершения другого какого-нибудь действия. Такие около престола ступени были в великой церкви св. Софии, о чем свидетельствует Кодин: «вокруг престола», говорит он, «Юстиниан сделал златые ступени, на которые входят священники для целования священной трапезы».
Срачица и индития на престоле
В-четвертых, так как престол прежде всего означает гроб Христов, то на него, как на самую плоть Христову, прежде всего полагается простая белая одежда, называемая срачицею; срачица эта, по-гречески называемая χατασάρχα (приплотие), означает плащаницу, которою во гробе обвито было тело Спасителя. Симеон Солунский в той же главе пишет: «как бы на умерщвленном за нас теле Христа, на престоле полагается катасарка, означающая плащаницу. А так как этот же престол означает и престол Божий и селение славы Его, то сверх срачицы он облачается другою одеждою, называемою индития (ἰνδυτία), которая всегда бывает светлая и по возможности великолепная». – «Индития», продолжает тот же писатель, «бывает светлая, во образ славы Божией, потому что жертвенник есть престол Божий, или по образу блистающих риз Спасителя (в гл. 9, о храме); и катасарка полагается как на гроб, а индития как на престол Иисусов. Первая означает плащаницу, которою обвито было тело Иисуса, а вторая одежду славы Божией, что внушает и псалом, поемый при сем случае: Господь воцарися, в лепоту облечеся».
Мощи под престолом
В-пятых, под престолом устрояется как бы гроб, ковчежец, в котором полагаются и погребаются мощи мучеников или других святых, за Христа подвизавшихся. Поскольку престол есть гроб Христа, то и мученики и святые с Ним спогребаются, и как закланный Христос воскрес, то и святые с Ним прославятся, особенно в день Царствия Сына Божия. Все это объяснено будет в 3 ч., гл. 8, §22.
Илитон на престоле
В-шестых, на св. престоле, сверх индитии, должен быть илитон (εἰλητυ`ν, обвертка, повязка). Этот илитон означает тот сударий, которым обвязана была глава Иисуса Христа во время положения Его во гроб, и который виден был там по воскресении Спасителя, как пишется в Евангелии Иоанна (Ин.20:7). Симеон Солунский (в гл. 112) пишет: «полагается на престоле илитон в ознаменование смерти и воскресения Христова, так как апостолы по воскресении видели между прочими погребальными одеждами и сударий, который был особь свит на едином месте. Так точно и илитон свивается, и на нем, вместо Спасителя, полагается Евангелие».
Антиминс на престоле
В-седьмых, в илитон всегда завертывается освященный антиминс. Так как антиминс то же означает, что и престол, то и значение антиминса, и то, почему он полагается здесь, будет объяснено в 3 ч., гл. 8, §10.
Крест на престоле и запрестольный
В-восьмых, на престоле и за престолом всегда находится Божественный крест Спасителя, на котором Он принес Себя в жертву. Где жертва, там должно быть и орудие ее. Симеон Солунский (в гл. 133) пишет: «к востоку за престолом ставится четвероконечный Божественный крест Спасителя, на котором Он, грех ради наших, был пригвожден, – Спасителя, Который сотворил и содержит все горнее и дольнее, Который соединил горнее с земным, свыше нисшел на землю, и потом с земли вознесся на небо: в Себе Самом все соединил, и к Себе призвал все концы земли, Который высотою Божества и смирением воплощения все Себе усвоил, и воссоздал нас высотою славы, глубиною нищеты и смирения, и широтою милости и любви, из ада воздвигнул, и из земных сделал небесными». Вот что образует крест. Вид креста указывает и на таинство Троицы; прямым своим положением он указует нам на Высочайшего Отца, поперечною перекладиною на Сына и Св. Духа; ибо Давид говорит: руце Твои сотвористе мя, и создасте мя, т.е. создал Сын и Св. Дух.
Ковчег или дарохранительница на престоле
В-девятых, согласно с таинственным знаменованием престола, на нем полагается (ковчег, ciborium, киворий), в котором хранятся Божественные Дары после их освящения. Ковчег этот означает, во-первых, место, где распят, погребен и воскрес Иисус Христос; во-вторых, стражу, которая приставлена была ко гробу Спасителя, дабы ученики тайно не унесли тела Его; в-третьих, сей кивот напоминает нам кивот и ковчег завета ветхозаветной церкви, где хранилась святыня Божия. Св. Герман пишет: «Кивот означает распятие; но он знаменует и погребение, потому что близ места распятия был вертеп, где погребен был Спаситель. Но сокращенно, кивот означает распятие, погребение и воскресение Иисуса Христа. Сей же кивот означает и ковчег завета, в котором были святая святых и святилище». Кивот сей теперь становится на краю престола в ковчежце, который называется дарохранительницею дароносицею, или, как сказано в чине преждеосвященной литургии, хлебоносцем. Но на Востоке этот кивот устроялся отдельно, и в нем хранились Преждеосвященные Дары для больных или для литургии преждеосвященной: иногда, впрочем, эти Дары хранились внутри золотого или серебряного голубя, висевшего над престолом. Впрочем, некоторые писатели ciborium называют сень, находящуюся над престолом.
Свещи и елей за престолом
И в-десятых, в честь Слова живого, лежащего, как истинная и таинственная пища нашей души, в дароносице, за престолом ставится подсвечник и висит лампада с елеем. «Подсвечник», по словам Симеона Солунского (гл. 133), «означает освещение, подаваемое нам истинным Светом; а лампада – милость. Ибо достойно приносить свет истинному Свету – Богу, и елей – в означение милости и щедрот Его».
§6. Молитвенный дом без святого престола не есть церковь
Исчисливши все принадлежности престола и значения их, должно заметить, что дом, в котором нет св. престола, хотя бы он был и молитвенный, не есть собственно церковь, а просто дом, назначенный для молитвы. Дом, в котором не освящен св. престол обновлениями, отверстием, воспрестолием, помазанием св. мира и положением св. мученических мощей (как изъяснено в 3 части, гл. 8, §24 и 4 части, гл. 20, §3), тот дом, по словам Симеона Солунского (гл. 101), «не есть скиния славы Божией, но жилище Его; в таком молитвенном доме не приносятся на трапезе Божественные Дары, и Св. Духом не прелагаются по молитвам иерейским в Тело и Кровь Христову: в нем нет также трапезы, т.е. престола».