Часть первая. О церкви вообще, о всех частях ее и о всех вещах и утварях, к ней принадлежащих
Глава IV. О сени над престолом
§1. Сень над престолом
Над святым престолом с древнейших времен устрояется род балдахина или сень, которая поддерживается четырьмя столпами. Сень эта от древней своей формы у латинских писателей называется ciborium, а у греческих χυβόριον, по-русски киворий. Кодин, описывая великолепный храм св. Софии, о сени говорит следующим образом: «Иустиниан соорудил из серебра киворий (сень) и поддерживающие оный столпы, которые и позолотил; дуги, шар и сверх шара крест были вылиты из чистого золота».
§2
Св. Герман, рассуждая о значении сени, применяет к ней следующие пророческие слова: Бог содела спасение посреде земли, и прибавляет, что без этой сени нельзя понять значения сих слов, потому что, продолжает тот же св. Герман, Иерусалим не для всех народов может быть срединою земли, напр., для индийцев или венециан. Посему, дабы истина вышеприведенных слов пророческих исполнилась, в алтаре, над престолом, и устрояется сень, которая изображает полукруглый покров неба, а землю означает престол, на котором невидимо присутствует Спаситель, соделавший наше спасение. После сего он говорит: «Святые отцы, как бы небо, устрояют покров над святою трапезою, и под сим покровом, называемым киворием (сень), среди четырех столпов возвышается, как земля, священный престол. В устройстве-то этой сени и исполняется слово пророческое: Бог содела спасение посреде земли».
§3
Симеон Солунский, описывая три находящиеся в алтаре полукружия, над престолом, жертвенником и сосудохранительницею, и называя оные по-гречески χόγχη конхи (свод), говорит и о сени, и называет ее также покровом. О значении сего покрова или сени он так говорит (в гл. 139): «над Божественной трапезою устрояемый священный покров (сень) означает невещественную Божию скинию, т.е. славу Божию и благодать, которою покрывается Сам, одеяйся светом, яко ризою, и седяй на превознесенном престоле славы Своей». Итак, над престолом сень и с завесами, если где таковые находятся, есть покров св. трапезы и устрояется она в честь Иисуса честнейшего и драгоценного, и во образ небесной скинии.