Скорби
Если когда случится с тобой что-либо неприятное, прежде всего, упорядочив свои мысли, не подвергайся смущению, а потом упованием на будущее облегчай для себя настоящее. Как больные глазами, отвращая взоры от предметов слишком блестящих, успокаивают их, останавливая на цветах и зелени, так и душе надобно не смотреть непрерывно на скорбное и не заниматься настоящими горестями, но возводить взор свой к созерцанию истинных благ. Так в состоянии будешь всегда радоваться, если жизнь твоя всегда обращена будет к Богу, и надежда на воздаяние будет облегчать житейские скорби. Обесчещен ты? Но взирай на славу, какая уготована за терпение на небесах. Нанесен тебе убыток? Но простирай взор к небесному богатству и сокровищу, которое собираешь себе добрыми делами. Изгнан ты из отечества? Но имеешь отечеством Небесный Иерусалим. Лишился ты чад? Но имеешь Ангелов, с которыми будешь ликовать перед престолом Божиим и веселиться вечным весельем. Так настоящим горестям противополагая ожидаемые блага, соблюдешь душу свою беспечальной и невозмущенной, к чему и призывает нас закон апостольский. И счастливое течение дел человеческих да не производит в душе твоей неумеренной радости и скорби, да не унижают ее бодрости и возвышенности унынием и стеснением. Ибо кто не приобучен предварительно смотреть так на дела житейские, тот никогда не будет жить без треволнений и смущений. Но в этом легко успеешь, ежели будешь иметь при себе заповедь, которая советует тебе всегда радоваться (см. 1Фес. 5:16–18), станешь устранять от себя беспокойства плоти, собирать же душевные веселья, восходить выше ощущения настоящего, устремлять мысль к упованию вечных благ, о которых и одного представления достаточно, чтобы наполнить душу весельем и вселить в сердца наши ангельское радование о Христе Иисусе, Господе нашем (1).
* * *
В жизни, как в училище ратоборства, трудимся мы, борясь со скорбями; и у природы нашей много противников. Удовольствия отнимают твердость, роскошь изменяет мужество, уныние расслабляет силы, клеветы наносят оскорбления, лесть прикрывает собой злоумышления, страх делает, что впадаем в отчаяние; и в таком-то треволнении непрестанно обуревается наша природа. Не только горести жизни несносны, но и то, что по виду приятно, опечаливает своею превратностью; и мы проходим жизнь, почти полную скорбей и слез (1).
* * *
Скорби для хорошо приготовленных суть как бы укрепляющая пища и упражнение в борьбе, приближающие подвижника к отеческой славе (2).
* * *
Много скорбей у праведных, но от всех их Господь избавит их (Пс. 33:20). Сказано: мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся (2Кор. 4:8). Почему и Господь говорит Своим ученикам: в мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16:33). Потому, если видишь когда праведников в болезнях, с поврежденными членами, покинутых своими, в ранах, в бесчестии, в совершенной скудости и лишении необходимого, то помни, что много скорбей у праведных, и от всех их Господь избавит их. А утверждающий, что скорбь не прилична праведнику, не иное что говорит, как одно с утверждающим, будто бы борцу не приличен противоборник. Но борец, не выходящий на подвиг, будет ли иметь предлог к получению венцов? (2)
* * *
Имеющим несомненную веру в воскресение из мертвых не свойственно скорбеть об усопших (4).
* * *
Тебе выпал жребий к скорбям и подвигам... а это служит доказательством мужественной души. Ибо располагающий делами нашими Бог способным перенести великие борения доставляет более важные случаи к прославлению (6).
* * *
Умоляю вас не унывать в скорбях, но обновляться любовью к Богу и день ото дня возрастать в ревности, зная, что в вас должен сохраниться остаток благочестия, какой Господь, придя, найдет на земле (см. Лк. 18:8) (6).
* * *
Что горнило для золота, то ревнителям какой-либо добродетели скорбь за упование на Бога (6).