№ 14. Неделя о расслабленном
Четвертое воскресенье по Пасхе
32. Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде.
33. Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении.
34. Петр сказал ему: Эней! Исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.
35. И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.
36. В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.
37. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.
38. А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил придти к ним.
39. Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.
40. Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.
41. Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.
42. Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.
Святой евангелист Лука в произнесенных ныне на святой литургии словах говорит нам, что св. апостол Петр по своей обязанности обходил всех христиан, нередко посещал их дома, наблюдал над их семейной жизнью, упорядочивал ее, радовался процветанию в них благочестия. И верующие христиане с радостью принимали к себе св. апостола как посланника Божия, как дорогого гостя, как Самого Иисуса Христа. Оттого-то такое радушие со стороны принимающих и благословлялось Богом.
И пастыри Православной Церкви ныне имеют свое право и обязанность навещать своих пасомых в их домах, наблюдать над их жизнью, следить за семейным их бытом, за согласием между членами семьи и честным их трудом.
Такое премудрое установление, обязывающее пастырей посещать своих пасомых не только тогда, когда в пастыре крайняя, едва не смертная нужда, но и в другие времена, это распоряжение могло бы иметь сильное влияние на взаимообщение между паствою и пастырем, на устранение из прихода многих грубых пороков, семейных раздоров и несогласий, и даже судебной тяжбы, и на более правильное исполнение христианином еженедельных обязанностей. Но что приходится видеть и слышать?
Священник, даже в скученном приходе, допускается, приглашается в дом большей части прихожан только по двум крайним нуждам: в начале жизни человека и в конце ее, т. е. когда родится младенец – для молитвы о родившей и родившемся и пред смертью едва живого, иногда и беспамятного родственника приглашавших. Кроме этих случаев, дом и семейная жизнь прихожан в больших городах закрыты для взора пастырского; и уши иных прихожан не отверзаются для увещаний и советов христианских. А пастыри обязаны и готовы преподавать благословение каждому дому и освящать его молитвою церковною и св. крестом. Вопросы религиозные, семейный разлад, неравномерное, не одинаковое отношение к детям – эти вопросы не предносятся к светочу христианскому, а помимо Церкви и ее служителей решаются или педагогикою, т. е. наукою о воспитании, или судом. Так, вне Церкви, идет жизнь многих домов. Ах, куда делось то старинное радушие христиан? Где те христиане, которые не только назывались, но и были при апостолах святыми, богобоязненными, пред властию церковною благоговейными?
Ст. 32. Св. апостол Петр, когда посещал и обходил всех, пришел и к святым, т. е. христианам, живущим в Лидде, в старинном значительном городе. Здесь христиане, освященные и набожные люди, с благоговением приняли апостола, оказали ему полное радушие и твердую веру во Христа. Поэтому-то св. апостол в свою очередь и им явил дивную милость в лице их согражданина, расслабленного Энея. Твори добро – и тебе будет добро.
Ст. 33. Там, в Лидде, апостол Петр нашел одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. Св. апостол, значит, не сразу как пришел, так и исцелил расслабленного, а он сначала осмотрел жителей, узнал их жизнь и веру и при этом нашел больного, достойного особенной милости Божией в славу Христову, к радости всех знавших несчастного восьмилетнего страдальца и во спасение самого исцеленного.
Ст. 34. Петр сказал ему (Энею): Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал. Нужно ли говорить о том, какое поразительное действие имело это чудо на свидетелей его?
Ст. 35. Не только жившие в Лидде святые, т. е. правоверующие во Христа, прославили Его, но и все другие, жившие в Лидде и Сароне, которые еще не веровали во Христа, как только увидели Энея здравым, стоявшим на ногах, ходящим и действующим, тоже обратились ко Господу.
Такое чудо, совершенное в Лидде, скоро сделавшееся известным у жителей долины Саронской, естественно, не могло быть долго неизвестным в городе, соседнем с Лиддою, более многолюдном и лежавшем, так сказать, на большой дороге. Мы говорим про город Иоппию, или, как ныне он называется, Яффу.
Ст. 36. В городе же Иоппии в это самое время, когда апостол Петр исцелял Энея, находилась одна ученица, именем еврейским Тавифа, что значит по-русски «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Эта одинокая женщина находила себе отраду, как видно, в добродетельной жизни, в готовности всецело служить Господу и быть полезною людям во всем добром. Но и ее жизни пришел конец.
Ст. 37. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице. Тяжело опускать в могилу добродетельных людей. Они так редки на свете. Добреньких на свете есть немало. Это – те люди, которые иной раз кажутся ласковыми к вам, подчас услужливыми, снисходительными; а в другое время смотрят на вас свысока или совсем не признают вас, смотря по тому, откуда подует на вас и какой ветер, как вас нежит жизнь и устрояющие нашу судьбу люди. Но такие добренькие люди, по выражению Апокалипсиса, ни то постоянно теплы, ни то постоянно холодны. За то такова их и участь, как в потомстве, так и за гробом (Апок. III, 16). Дороги для развития истинно христианской жизни в людях и для ободрения их те христиане, вроде Тавифы, которые поставили задачею своей жизни благотворить и благотворить без расчета, без самолюбия, а только в утешение своей души и на пользу нуждающимся. За то и память о таких добродетельных бывает долговечна, и любовь к ним прочна и трогательна. Смотрите, сколько заботятся об умершей Тавифе все. А она была в мире одинока.
Ст. 38. Лишь только скончалась Тавифа, ученики, т. е. христиане яффские, услышав, что Петр находится в Лидде, которая была близ Иоппии, послали к Петру двух человек просить, чтобы он не замедлил придти к ним.
Ст. 39. Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.
Все вдовицы со слезами предстали пред апостолом Петром. Вдовицы окружили Петра. Видно, не было у усопшей Тавифы родных; она была, должно быть, круглая сирота. Но, к счастью, она присоединилась к обществу добродетельных вдовиц. Что это была за община? Это – община добровольно, всецело посвятивших себя Богу и добру в мире строгих женщин, которые воздержно жили своими трудами и от своих трудов праведных уделяли бедным или в храм Господень. Так, занимаясь рукоделием, шитьем и вязаньем, они самые сработанные вещи отдавали бедным семействам, где дети, например, и при честных трудолюбивых родителях недостаточно одеты и согреты. Такая постоянная заботливость о нужде ближнего услаждает жизнь самой благотворительницы и особенно благословляется Господом. Среди этой общины покойная Тавифа, видно, особенно выдавалась своим трудолюбием и человеколюбием; оттого-то о ней и плакали все.
Все вдовицы со слезами предстали перед апостолом Петром, показывая рубашки и платья, какие другим делала и дарила Серна, живя с ними. Так-то добрая подруга лучше иной родни.
Нам представляется при этом наша обыденная жизнь одиночек-вдовиц или еще не пристроенных, но совершеннолетних девиц. Похожи ль они в своей жизни на Тавифу?
Вот, к примеру, остается вдова бездетная. Как жизнь и смерть в руце Божией, так, значит, и вдовство не без воли Божией, премудрой, премилосердной. Правда, вдовство есть крест; но вдовство бездетной – еще не особенно тяжелый крест. Одна голова не бедна. И нужно с самого начала вдовства вдовице понять в своей судьбе руку и волю Божию и благодушно, терпеливо покориться ей. Что же ей остается в одиночестве делать? Падать духом? – Бесчестно и грешно. Желать замужества второго? – Преждевременно и необдуманно идти против только что явленного в смерти супруга определения Божия. Но для души одинокой, унылой, тоскующей во вдовстве, первое дело – честный труд и христианская деятельность, сообразная с положением в обществе, с образованием, с силами и средствами вдовицы. В этих занятиях – отрада для души, залог и преграда от соблазнов и влечений света, в этом – задача и цель вдовства. Второе супружество – это тоже дело Божие, которое устрояется сверх человеческих расчетов. А потому, вдовица, верь, надейся и молись. Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь (1Тим. V, 5).
Еще несколько слов о совершеннолетних одиночках-девицах. Они кончили образование; достигли совершеннолетия. Одни живут дома – в семье родной; другие расселились по чужим домам, на чужой хлеб за свои собственные заработки. Некрасива доля последних. Неопределенна, темна цель жизни и всех их. Обыкновенная цель, т. е. замужество, для непристроенной девицы, Бог весть, кому и когда суждена? А время и развитие дает свои запросы. Семья ждет от одиночной исполнения своих желаний и, так сказать, сердечной награды за любовь и заботы. Что же делать девице? Куда ей голову склонить? Увлечься ли мирской суетой? Забыть ли домашний, семейный очаг? Стать ли выше своей родной семьи и влачить день за днем в непростительных мечтах развитого и раздраженного воображения? Или строить воздушные замки с своим будущим счастьем?.. Нередко с такими мечтаниями и входят в жизнь, и возвращаются в родную семью, без сочувствия к труду родных, к обыденным занятиям, без охоты быть послушною советам опытных, трудящихся родных. Счастливы родители, если видят в своих дочерях уважение, послушание, охоту трудиться в семье, для семьи; если дочери не пренебрегают скромною обстановкою родительского крова и спокойно, терпеливо, с молитвою в сердце и на устах втягиваются в жизнь, не согласную с мечтами. Но при этом одна из главных мыслей девицы должна быть мысль, что она христианка, и, как совершеннолетняя христианка, она должна иметь уже постоянное правило в христианской жизни: быть полезною всякому во всем добром или избрать какую-нибудь деятельность, особенную, близкую, свойственную ее сердцу. Но только каждая такая черта христианской жизни должна быть постоянною добродетелью известной души. Есть же и в настоящее время добродетельные девицы в мире! Девица, приучившая себя к разумной, добродетельной жизни, будет набожною и влиятельною супругою и матерью. Ищите же, девицы и вдовицы, прежде Царства Божия и правды Его, а остальное все приложится вам (Мф. VI, 33).
Добродетели Тавифы воскресили ее из мертвых.
Ст. 40. Петр, пришедши в горницу, выслал всех вон и, преклонив колени, помолился. Значит, при молитве нужно иногда и коленопреклонение, как выражение усиленной молитвы, сопровождаемой мыслью о нашем ничтожестве, о наших немощах. И, обратившись к телу, (Петр) сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.
Ст. 41. Св. апостол, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых, т. е. христиан, и вдовиц, поставил ее перед ними живою.
Ст. 42. Сие сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа. Таким образом, с каждым днем все более и более прилагалось ко Христу число верующих.