Источник

Отдел III. Катехизические уроки

Часть первая

Глава первая

§ 41. Об имени «христианин»

Вопрос. Кто называется христианином?

Ответ. Тот, кто верует в Иисуса Христа.

В. Кто есть Иисус Христос?

О. Бог, второе Лице Святые Троицы, Сын Божий, Господь, Спаситель наш для нашего спасения сшедший с небес, воплотившийся, пострадавший, умерший на кресте за нас, и Своею Божественною силою воскресший и вознесшийся на небо.

В. Что требуется от христианина?

О. Во-первых, требуется, чтобы он сердцем веровал в Бога Троичного в Лицах так, как открыто в Слове Божием и разъяснено Святою Церковию; во-вторых, требуется, чтобы он и в делах своих доказывал правую свою веру, чтобы старался вести жизнь набожную, святую, по Евангелию и по уставу Святой, Православной Церкви.

В. Как называется христианин и правильно верующий, и старающийся вести жизнь святую?

О. Православным христианином.

В. Почему требуется не только вера сердцем, но и добрые дела и святость?

О. Потому, что Бог Свят, а, следовательно, члены Его царства должны стараться быть святыми.

Глава вторая

§ 42. О вере в Бога

В. Что есть вера?

О. Вера есть такая уверенность в невидимом, как будто невидимое находилось пред нашими глазами.

В. Какое значение имеет вера в Бога?

О. Без веры невозможно угодить Богу (Евр.11:6).

В. Почему вера в Богооткровенное учение имеет большое достоинство пред Богом?

О. Потому что человек, принимая на веру Божественное Откровение, приносит в жертву Богу и свое сердце, и свой ум, и не осмеливается свыше своих сил и прав обсуждать Божественное учение.

В. Какова должна быть вера истинного христианина?

О. Она должна быть на сколько возможно уясненная, твердая, смиренная и непременно должна сопровождаться добрыми делами.

В. Где такая вера имеется и проявляется?

О. В Православной Церкви.

Глава третья

§ 43. О Православной Церкви

В. Что есть Православная Церковь?

О. Православная Церковь есть основанное Иисусом Христом общество людей, истинно верующих в Бога, и старающихся вести жизнь благочестивую.

В. Как называются спасительные истины православного учения?

О. Догматами.

В. Какие догматы Православной Церкви?

О. Православные стараются свято соблюдать Слово Божие. Так: 1) общество православных верует в Бога Единого по существу, но Троичного в Лицах. 2) Почитает Божию Матерь и святых Божиих угодников, воздавая им поклонение не как Богу, а как Божиим слугам. 3) Почитает святые иконы, или, вернее, изображенных на них; почитает святые мощи, как нетленные останки тела святого человека и по смерти являющего свою чудотворную силу в верующих; 4) признает священство за учреждение Божественное; 5) принимает семь святых, спасительных таинств; 6) верует в загробную, вечную и разнородную жизнь; 7) Признает Иисуса Христа Единственным Главою Своею.

В. Какая цель общества православных?

О. Цель эта состоит в том, чтобы иметь мир на земле и получить за гробом вечное блаженство.

В. При каких средствах православные стремятся к этой цели?

О. Во-первых: при содействии и руководстве священных лиц; во-вторых: чрез освящение святыми таинствами; в третьих: чрез просвещение Священным писанием и священным преданием, и в четвертых, чрез добрые дела.

В. Кого называют священными лицами в Православной Церкви?

О. Пастырей духовных, которые и заботятся о спасении верующего.

Глава четвертая. Об источниках православного вероучения

В. Где изложено правое вероучение о Боге, Творце всего, о тварях и, в частности, о человеке?

О. I) Во Св. Библии; II) и в Священном Предании от Христа и Апостолов.

§ 44. I. О Св. Библии

В. Что называется Св. Библиею?

О. Священные книги Ветхого и Нового Завета.

В. Что называется книгами Ветхого Завета?

О. Книги, написанные святыми людьми из евреев, живших до Рождества Христова.

В. Сколько книг В. Завета?

О. Двадцать две.

В. Что называется книгами Нового Завета?

О. Священными книгами Нового Завета называются книги, написанные Боговдохновенными людьми после Рождества Христова.

В. Сколько их?

О. Двадцать семь.

В. Какие они?

О. Четыре Евангелия: 1-е от Матфея, 2-е Марка, 3-е Луки и 4-е Иоанна, 5-я книга Деяний Апостольских, двадцать одно послание, написанное разными апостолами, и наконец 27-я пророческая книга Иоанна Богослова: Апокалипсис.

В. Что значит слово Евангелие?

О. Благовестие или радостную весть.

В. Что излагается во Св. Евангелии?

О. Земная жизнь и учение Господа нашего Иисуса Христа.

В. Что излагается в книге Деяний Апостольских?

О. История первоначального распространения христианства апостолами, и особенно деятельность ап. Петра и Павла.

В. Что содержат послания апостольские?25

О. Истинное учение христианства, раскрытое по нуждам христиан разных мест и обязательное для всех.

В. Что такое за книга Апокалипсис?

О. Книга Апокалипсис написана, по откровению Святого Духа, Святым Апостолом и Евангелистом Иоанном Богословом, во время его ссылки, на острове Патмосе. Она содержит откровение о судьбе Церкви Христовой и о последней участи всего мира.

В. Что значит слово: Апокалипсис?

О. Апокалипсис – значит откровение.

§ 45. II. О Священном Предании

В. Что называется Священным Преданием?

О. Священным Преданием называется первоначальная передача не писанием, а чрез устную речь или какое-нибудь священнодействие, передача того, что относится или к учению веры, или к святым Таинствам, или к обрядам набожной жизни. Такая передача совершалась и совершается постоянно, непрерывно от одних пастырей церкви к другим, их преемникам, от родителей к детям, от дедов к внукам, при постоянном водительстве Духа Святаго.

В. Какие есть священные обычаи, основанные на Священном Предании?

О. Напр. крестное знамение, возлагаемое нами на себя и притом совершаемое тремя пальцами правой руки, сперва на лоб, потом на грудь, затем на правое и на левое плечо. Или еще: обращение храмов алтарем к востоку. Далее: троекратное погружение крещаемого в воду и многие другие обычаи, относящиеся напр. к таинству св. Крещения, Елеосвящения и Брака.

В. Что нужно сказать об отношении Священного Предания к Священному Писанию?

О. Во-первых то, что Священное Предание в Христианской Церкви было в законной силе и в действии раньше Священного Писания Нового Завета. Св. Апостолы сначала несколько лет только устно проповедовали учение Христово; и их устными наставлениями руководились христиане в своей жизни. А книги Священного Писания Нового Завета явились после, по особым обстоятельствам. Во-вторых, нужно сказать, что Священное Предание Православной Церкви и Священное Писание имеют одну и ту же силу для благочестия.

В. Где особенно высказано было вселенское Священное Предание?

О. На вселенских Соборах.

§ 46. III. О Вселенских Соборах

В. Что называется Вселенским Собором?

О. Вселенским Собором называется чрезвычайное собрание и по возможности отовсюду православных пастырей, которые состоят представителями своих паств, хранителями Христова учения и первобытного церковного предания.

В. Для чего они собирались?

О. Пастыри собирались для того, во-первых, чтобы под влиянием Духа Святого навеки утвердить главные истины учения христианского, как-то учение о Св. Троице, Боге Отце, Сыне и Св. Духе, о Божией Матери, святых угодниках Божиих и о нашем спасении; а во-вторых, чтобы установить, и подтвердить правила благочестия и благочиния, обязательные для всех. Соборы эти созывались по поводу крайне вредных учений и беззаконий в некоторых христианах.

В. Сколько было таких соборов?

О. Семь.

В. В течении какого времени они созывались?

О, В течении пяти столетий с 4-го по 8-е.

В. Какие Вселенские Соборы?

О. Первый: Никейский (в Никее), в 325 году.

Второй: Константинопольский (в Константинополе – в Царьграде), в 381 году.

Третий: Ефесский (в г. Ефесе, в Малой Азии), в 431 году.

Четвертый: Халкидонский (в Малоазийском городе Халкидоне), в 451 году.

Пятый: Константинопольский II (в другой раз в Константинополе), в 553 году.

Шестой: Константинопольский III (в третий раз в Константинополе), в 680 г.

На этом Соборе постановлено, между прочим: христианам приобщаться святых даров прежде вкушения пищи. Прав. 29. Не чертить, изображения Честного Креста на земле, на полу, прав. 73. Мирянин, не бывший в своей церкви без уважительной причины в течении трех недель, должен быть удален от общения с церквию, прав. 80. Священные книги Ветхого и Нового Завета не следует рвать или изрезывать, или продавать их кому либо для истребления, прав. 58. Во всю светлую седмицу христиане должны упражняться в Богослужении, домашней молитве, добром чтении и в усиленных благодеяниях, прав. 66.

Седьмой: Никейский II (в другой раз в Никее) в 787 году, против иконоборцев, т. е. отвергавших почитание икон.

На этом соборе утверждено почитание икон, и одобрено ставить свечи пред иконами, воскурять фимиам, творить им поклонение и лобзание. Это наблюдают православные и доселе.

Глава пятая

§ 47. О Символе веры Православной

В. Где излагается вкоротке учение Православной Церкви?

О. В Символе веры.

В. Что значит Символ?

О. Слово символ значит сокращение, изображение чего-нибудь в немногих словах или в немногих чертах.

В. Что же называется Символом Православной Церкви?

О. Краткое, но точное изложение истинного Христова учения, которое должен принимать непременно каждый христианин, если только он желает быть верным последователем Христовым.

В. Как разделяют Символ веры?

О. На двенадцать членов.

В. Как читается Символ Православной Веры?

1-й член

О Боге Едином и о Боге Отце

О. Верую во Единого Бога

Отца, Вседержителя, Творца небу и земли: видимым же всем и не видимым.

О. Я Верую, что Истинный Бог есть Един, но в Трех Лицах.

Первое Лице Св. Троицы есть БогОтец, Сей Единый Истинный Бог есть Творец неба и земли, всего, что мы видим и чего не видим. Сей Единый, по Троичный Бог

есть Царь над всем; Он все сотворенное Им содержит в Своей власти, поддерживает жизнь во всем и все направляет к добру, к лучшему

2-й член

О Господе Иисусе Христе

(Верую) и во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век: Света от света, Бога истинна от Богаистинна, – рожденна, не сотворенна, Единосущна Отцу, Имже вся быша.

Я верую, что второе Лице Святыя Троицы есть ГосподьИисус (Единственный Спаситель Наш) Христос. Он – Сын Божий Единородный (Единственный). Он рожден от Бога Отца прежде всех веков, прежде сотворения мира; Он есть Свет от Света, Он истинный Бог от Бога истиннаго; Он рожден, а не сотворен. Иисус Христос единого существа с Богом Отцем; Им все создано.

3-й член

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася.

Я верую, что Единородный Сын Божий Иисус Христос из-за нас грешных людей и для нашего спасения сошел с небес, воплотился от Духа Святого и пресвятой девы Марии, дочери праведных Иоакима и Анны; и Он, будучи Богом, был в то же время по воплощении и человеком, от чего Он и называется Богочеловеком.

4-й член

Ряспятаго-же за ны при Понтийстем Пилате и страдавша и погребенна.

Я верую, что Спаситель наш Христос для спасения нас распят был в Иерусалиме при римском начальнике Понтии Пилате; за нас действительно пострадал и тело его было погребено Иосифом Аримафейским в каменном гробе в саду близь Голгофы.

5-й член

О Господе нашем Иисусе.

И воскресшаго в третий день по писанием.

Я верую, что Христос в третий день после Своей смерти воскрес согласно с писанием пророков.

6-й член

И восшедшаго на небеса и седящаго одесную Отца.

Я верую, что Спаситель наш в сороковой день по воскресении Своем вместе с телом с горы Елеонской близ Иерусалима вознессяна небо и теперь восседает там по правую сторону Отца и вместе, наравне со Отцем, правит и Своею Церквию и всем миром.

7-й член

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца.

Я верую, что Христос опять, неизвестно когда, с телом во славе придет на землю судить живых и мертвых. Царствование Его над всем миром бесконечно.

8-й член. О Духе Святом

Верую и в Духа Святого, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

Я верую, что Третье Лице Святой Троицы есть Дух Святый. Он есть Господь, такой же Царь, как Бог Отец и Бог Сын. Он дает жизнь тварям, особенно благодатную, добрую жизнь людям. Он исходит от Отца, Ему кланяются и Его славят наравне с Богом Отцем и с Богом Сыном.

Он в ветхом Завете говорил в пророках и чрез пророков предсказывал будущее.

9-й член. О Православной Церкви

(Верую) Во Едину, Святую. Соборную26, и Апостольскую Церковь.

Я верую, что Церковь, община истинно верующих, есть одна; Она имеет одного Главу, Христа, одного Духа Святого, освящающего ее.

Эта Церковь Соборная, Вселенская, т. е. она назначена для всех людей всех времен и стран, она собирает всех в одно стадо Христово и содержит спасительное учение, обязательное для всех.

Она есть Церковь Апостольская. Апостольскою называется она во-1-х потому, что устроена, и распространена святыми Апостолами, и во-2-х потому, что свято сохраняет как записанное учение, так и незаписанные предания Апостолов. Такою Святою общиною есть наша, Православная Церковь.

10-й член. О Святых Таинствах

Исповедую едино крещение во оставление грехов.

Я исповедую, что нехристианину для очищения грехов нужно принять один раз в жизни святое Крещение чрез троекратное погружение во Имя Святой Троицы.

Я исповедую и буду неуклонно исповедовать, что для освящения человека дарованы ему в Церкви Святой семь спасительных таинств: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение.

11-й член. О Воскресении Мертвых

Чаю27 воскресения мертвых.

Я ожидаю и твердо уверен, что при втором Христовом пришествии будет воскресение мертвых.

12-й член. О загробной жизни

(Чаю) и жизни будущаго века.

Аминь.

Я ожидаю, что после второго Христова пришествия наступит для людей вечная жизнь, не одинаковая, смотря потому, кто как жил здесь на земле до самой смерти. Одни люди будут наслаждаться вечным блаженством, будут вечно радоваться и славить Бога. А другие будут вечно страдать за свои грехи.

Аминь! значит: да, я твердо убежден в том, что изложено выше в Символе веры; все в нем истинно.

В. Итак, о чем же вообще излагается в Символе Веры?

О. В Символе Веры Православной излагается о седьми главных истинах веры; во-первых: О Боге Едином, по существу, но Троичном в Лицах, во-вторых: о Боге Отце; в третьих: о Боге Сыне, – Иисусе Христе; в четвертых: о Боге Духе Святом; в пятых: о Святой Православной Церкви; в шестых: о спасительных средствах, данных ей для освящения людей, т. е. о святых таинствах; в седьмых: о загробной участи людей.

В. Что значит в Символе веры слово «верую?»

О. Слово ,,верую» значит во-первых то, что я вполне убежден в истинности учения Христианского, я охотно, искренно принимаю его; во-вторых – значит то, что я обязуюсь непременно в своей жизни проявлять истинную православную веру, соблюдать ее уставы и обряды и исповедовать ее среди людей, смело, без страха, неуклонно и постоянно.

В. Когда такой Символ Веры составлен?

О. Он составлен единодушно православными пастырями в 4-м веке по Рождестве Христовом, на первом и втором Вселенских Соборах.

В. Что постановлено об этом Символе веры на других Вселенских Соборах?

О. На них единогласно решено: не прибавлять к нему, не убавлять от него и не изменять в нем ни одного слова.

В. А кто вставляет в него новое слово, содержащее новую мысль, или отнимает что от общепринятого вселенского Символа, тот как называется?

О. Неправославным.

В. Когда человек в первый раз произносит Символ Веры?

О. Пред крещением своим.

В. Зачем это делается?

О. Это за тем, что Символ Православной веры есть, так сказать, присяга человека на верность истинному Богу, Троичному в Лицах. Произнесение Символа веры есть обязательство человека на беспрекословное, сыновнее послушание Богу и Его Святой Церкви.

В. Почему Символ Веры читается часто и при Богослужении общественном и назначается для каждодневного чтения на домашних молитвах?

О. Именно потому, что Символ Веры есть наша присяга пред Богом: нам нужно чаще присягу воспоминать, чтобы нам свято хранить принятые нами на себя обязательства или обязанности.

Глава шестая

§ 48. О святых таинствах

В. Какие находятся средства в Православной церкви для освящения человека?

О. Святые Таинства.

В. Что называется Таинством?

О. Таинство есть священное действие, в котором Дух Святый при посредстве священнослужителя, тайно, невидимо преподает человеку благодатные Свои дары для его освящения, спасения и блаженства.

В. Сколько Таинств в Православной Церкви?

О. Семь.

В. Кем они установлены?

О. Все они установлены Самим Богом.

В. Какие?

О. Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние (Исповедь), Священство, Брак (Венчание), и Елеосвящение (Соборование).

В. Все ли Таинства обязательны для каждого?

О. Не все.

В. Какие же обязательны и какие не обязательны?

О. Обязательны для каждого пять таинств: крещение, Миропомазание, покаяние, причащение и елеосвящение. Остальные же два таинства: священство и брак, назначены не для всякого православного христианина, а только для способных.

§ 49. О Крещении28

В. Что есть Крещение?

О. Крещение есть таинство, чрез которое верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Св. Троицы, очищается от грехов и рождается для новой, благодатной жизни.

В. Почему Крещение считается первым таинством?

О. Потому что без него или помимо его невозможно сделаться членом Церкви Христовой. (Ин.3:5, Мк.16:16).

В. Так, значит, оно для всех обязательно?

О. Да, для всех людей, как для взрослых, так и для младенцев.

В. Что требуется от крещаемого?

О. Покаяние и вера в Бога истинного. Требуется раскаяние, т. е. добровольное отречение от прежнего дурного образа мыслей, от прежней дурной жизни. Еще нужно заранее усвоить учение Православной Церкви.

В. Если нужно покаяние и вера, то почему же младенцев допускают ко крещению?

О. По вере православных восприемников, которые ручаются за будущую православную жизнь крещаемого младенца.

В. Что означает имя, какое дается крещаемому?

О. Это значит, что он вступает в новое общество и с именем того святого, чье принимает имя, получает себе в этом лице покровителя и пример для подражания на всю жизнь.

В. Как нужно произносить христианское имя?

О. Осторожно и с благоговением. Не следует христианские имена прилагать к известным домашним животным.

В. Когда нужно крестить младенца?

О. Чем скорее по рождении, тем лучше для души младенца, тем спокойнее и для совести родителей.

В. Повторяется ли крещение на крещенном?

О. Если оно в первый раз совершено правильно во имя св. Троицы и притом с троекратным погружением в воду или окроплением, то не повторяется.

В. Кто может крестить?

О. Обыкновенно должен крестить священник; но в крайнем случае из-за болезни и очевидной смертной слабости младенца, за дальностию расстояния, за отсутствием или болезнию священника, может крестить и мирянин, только он должен при крещении, т. е. погружении, или окроплении младенца, сказать: крещается раб или раба Божия такая-то во Имя Отца Аминь (при первом погружении) и Сына. Аминь (при втором), и Святого Духа Аминь (при третьем). Ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Но после крещения должен быть представлен младенец к священнику для Миропомазания.

§ 50. О Миропомазании

В. Что есть Миропомазание?

О. Миропомазание есть Таинство, в котором крещенному чрез помазание Миром непременно от священнослужителя подаются благодатные силы Духа Святого, необходимые для продолжения и развития христианской жизни.

В. Когда Миропомазание совершается?

О. Тотчас после крещения.

В. Повторяется ли оно?

О. Нет, не повторяется 29.

§ 51. О Св. Причащении

В. Что есть причащение?

О. Причащение есть Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает самого Тела и Крови Христовой во исцеление души и тела и для вечной блаженной жизни.

В. Когда совершается это освящение даров: хлеба и вина?

О. На Божественной литургии, т. е. за обеднею, во время пения песни: «Тебе поем».

В. Что бывает в это время слышно и не находящимся в Церкви?

О. В это время бывает звон в колокол, как говорят, к «Достойно».

В. Зачем это делают?

О. Затем, чтобы и непришедшие в Церковь, услыша звон, помолились про себя.

В. А какую молитву прилично читать в эту минуту?

О. Молитву Св. Духу: Царю Небесный, потому что в эту минуту Дух Святый нисходит на честные дары хлеба и вина на престоле находящиеся; хлеб делается телом и вино – кровию Христовою?

В. Кто из христиан может приобщаться?

О. Люди всякого возраста, если только они не находятся под особенным запрещением от духовника.

В. Что нужно помнить о причащении младенцев?

О. Для здоровья детей и для спасения их души нужно причащать их чаще.

В. Что требуется от взрослых православных мирян, что отношению к св. причащению?

О. 1) Они должны приготовляться к Св. Причащению постом, говеньем и исповедать свои грехи отцу духовному.

2) Они должны в течение года приобщаться Св. Таин, если не четыре раза, то, по крайней мере, непременно хоть раз.

В. Что сказать о причащении больных?

О. 1) Больные не должны отлагать Св. Причащения до последних минут жизни своей.

2) Они должны приобщаться в полном сознании.

2) Больные, да и здоровые не должны считать Св. Причащение во время их болезни лишь напутствием в загробную жизнь. Святые дары преподаются во исцеление души и тела.

§ 52. О Покаянии

В. Что есть Покаяние?

О. Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои при объявлении священником прощения невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом.

В. Что требуется от кающегося?

О. 1) Требуется, чтобы он соблюдал строгий пост, если можно, в течении недели.

2) Чтобы в это время подробно, беспристрастно припомнил все свои грехи.

3) Чтобы посещал Св. Богослужение в храме для возбуждения в себе раскаяния и для испрошения себе помилования.

4) Чтобы на исповеди сам раскрывал свою душу, а не дожидал, когда духовник будет его расспрашивать. У кого что болит, тот сам про себя без расспросов врачу говорит.

5) Должен осмотрительно выбирать духовника и не переменять его без крайней нужды.

6) Не должен тяготиться увещаниями и замечаниями духовного отца своего.

7) Должен в молитвах своих постоянно поминать его.

8) Ни в каком случае не должен вредить своему духовному отцу.

§ 53. О Священстве

В. Что есть Священство?

О. Священство есть Таинство, в котором Дух Святый правильно избранного чрез рукоположение архиерейское поставляет совершать Таинства и пасти стадо Христово.

В. Откуда Священство берет себе начало?

О. Оно имеет происхождение Божественное, чрез рукоположение апостольское от Христа. Епископы – это ближайшие, прямые преемники власти и служения апостольского, а после епископов стоят священники, как их помощники.

В. Сколько степеней священства?

О. Три: высшая – епископ или, что то же, архиерей, средняя – пресвитер или священник, и низшая – диакон.

В. Какое различие между ними?

О. Епископ не только может совершать таинства, но и других посвящает на совершение их; священник совершает таинства, только не все (он не может совершать таинства Священства), диакон только служит при таинствах.

§ 54. О Браке

В. Что есть Брак?

О. Брак есть Таинство, в котором жених и невеста, по взаимному своему свободному согласию, благословляются Церковию чрез священное лицо для общей жизни, т. е. 1) для взаимного нравственного усовершенствования и помощи в жизни, и 2) для рождения и христианского воспитания детей.

В. Что требуется от вступающих в супружество?

О. Требуется во-1-х, чтобы они были совершеннолетни (жених 18 л., а невеста 16 л.).

2) Чтобы они были в здравом уме и доброй нравственности.

3) Чтобы они получили дозволение и благословение на брак от лиц, имеющих над ними власть, напр. От родителей.

4) Чтобы всегда любили искренно и свято друг друга и остались верны друг другу.

§ 55. Об Елеосвящении

В. Что есть Елеосвящение?

О. Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании елеем тела больного призывается священнослужащими на больного благодать Божия, исцеляющая слабости душевные и болезни телесные.

В. Над кем совершается Таинство елеосвящения?

О. Непременно над больным, и притом верующим, и не иначе как при полном его сознании и памяти.

* * *

25

Послания апостольские написаны пятью апостолами: одно апостолом Иаковом, два апостолом Петром, три ап. Иоанном, одно Иудою и четырнадцать посланий ап. Павлом. Вот перечень посланий ап. Павла: к Римлянам, к Коринфянам два, к Галатам, к Ефессеям, к Филиппийцам, к Колоссаям, к Солунянам два, два к Тимофею епископу, к епископу Титу, к Филомону и к Евреям.

26

Соборную, т. е. Вселенскую.

27

Чаю – т. е. ожидаю.

28

Что значат обряды при совершении Св. Таинств в Православной Церкви? Об этом сказано в моем сочинении: «Объяснение обрядов при совершении Св. Таинств». Спб. 1872 г., изд. 6-е (с конца 1866 г.), ц. 10 к., а с семью картинами, изображающими главное в священнодействии Таинств, 36 коп.

29

Поэтому неправильно выражаются православные о помазании их во время всенощного, праздничного, бдения «будто бы их миром мазали». Над ними совершается тогда крестообразное помазание елеем, а не миром.


Источник: Начальное обучение православной вере / Соч. свящ. Спасобочар. Тихв. церкви, в С.-Петербурге, близ Литейного Моста, на Выборг. стороне, Василия Михайловского. - 4-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург : тип. В. Безобразова и комп., 1876. - [2], II, 88 с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle