Поучение к поселянам по окончании жатвы
Православные христиане! Когда окончим мы свою жатву и свезем с поля хлеб в свои гумна, то мы, обыкновенно, перекрестимся и скажем: «слава Тебе, Господи, что помог Ты нам убрать наш хлеб! Уроди нам, Господи, хлеб и на будущий год!» Вот и теперь, по милости Божией окончили мы свою жатву, – и мы, благодаря и прославляя Бога, думаем и стараемся о том, как бы еще вспахать и посеять свое поле, как бы еще дождаться нового урожая. Конечно, всегда и за все должны мы прославлять и благодарить Господа; порядок требует, чтобы сеяли мы в землю и для следующей жатвы. Но, пока дождемся мы будущей жатвы, если на это будет воля Божия, нельзя не посмотреть нам теперь с должным вниманием и на сжатое наше поле. Что же это поле? Ничего теперь там нет, кроме сухого жнива, скажете вы, по временам там ходит скот да дикие звери. Но уразумеваете ли, братие, то, как оно поучительно для нашей души? Мудрый христианин, при взгляде на опустевшее поле, на котором так недавно довольно было жита и пшеницы и разной травы, приводит себе на память те высокие истины, которым научают нас Господне Евангелие и наша св. вера, и которые нужно знать каждому из нас.
Каким же истинам можно научиться нам от опустевшего нашего поля! Посмотри, добрый христианин, на это поле, и размысли в своем уме, не похожа ли и самая жизнь наша, со всеми нашими делами, на наше поле, на прошедшую нашу жатву? Не так ли должна окончиться земная наша жизнь и видимый сей мир, как окончилась и наша жатва? Вот высокие истины, которые должны мы изучать и выяснять себе всегда, особенно же при виде окончившейся нашей жатвы! Чем же именно земная наша жизнь и видимый сей мир похожи на наше поле, на прошедшую нашу жатву? При помощи Божия писания, я вам теперь об этом объясню, а вы послушаете меня со вниманием.
Что видим мы на поле, что совершается на нивах наших, то видим мы, то совершается и в нашей жизни. Когда были мы на поле и пожинали свою жатву, то между чистыми, золотящимися колосьями мы видели и сорные травы, по нашему, бурьян, полынь, куколь, асот. И куколь горек и черен, и полынь неприятна, бурьян и асот для нас бесполезны. Но мы оставили их расти до жатвы, чтобы вместе с ними не потоптать и не сорвать чистых колосьев. Так поступает и с нами Отец Небесный. Пока живем мы на земле, пока не настал конец века сего, вместе с праведными людьми, как сорная трава между пшеницею, живут и грешные, злые и развращенные люди. И праведных Господь любит и грешных милует. Щадя и милуя грешных, Он до поры до времени, часто не наказывает их в сей жизни, чтобы вместе с ними не пострадали и праведники, но дает им время на покаяние и исправление. Потому-то Он, всеблагий Отец наш, сияет солнце Свое на злые и благие, посылает дождь на праведные и грешные.
Но обратимся к нашим нивам. Вот они выросли и созрели, и жатва готова. Вы берете серпы, пожинаете свой хлеб и связываете в снопы, стараясь отбросить сорные травы от чистых колосьев. Затем свозите в свои гумна, молотите, отделяете зерна от соломы, очищаете от плевел, и наконец, чистые зерна слагаете в житницы свои на сбережение, а плевел и всякую сорную траву выбрасываете вон и даже сожигаете в огне (Матф. 13:40–42). Так поступлено будет и с родом человеческим. Окончится видимый сей мир и настанет всемирная жатва. Господь правосудный, как премудрый хозяин всей вселенной, скажет всемогущее слово Свое, и св. ангелы – эти небесные жители, гласом трубы, со всех концов вселенной, всех мертвых и живых людей позовут на Божий суд. И праведные, и грешные предстанут пред Богом. Посмотрит Господь на Свою жатву и, подобно тому, как и мы отделяем чистые зерна от плевел, отделит праведных от грешных. Праведники, как чистая и светлая Божия пшеница, созревшие в добрых делах, в правде и святости, пойдут в Божию житницу, в вечное царство славы (Матф. 13:30), а нераскаянные грешники, почерневшие, как куколь, во грехах, как сорная трава, недостойные Божия царства, пойдут от Бога в огонь геенский на вечное сожжение и муку (Матф. 25:41).
Что видим мы на сжатом нашем поле? Мы уже сказали, что кроме сухого жнива ничего теперь там нет. Недавно там все росло, цвело и спело; но теперь куда девалась вся эта красота? Все стало пусто, дико и уныло. Так, братие, и мир весь опустеет. Придет назначенное Богом время, и тогда не будет ни нашего Божия храма, в котором теперь мы молимся, ни нашего села, ни наших домов, в которых теперь живем, не будет ни людей на земле, никакого человеческого царства, и ничего, что в мире сем теперь живет и существует? тогда померкнет солнце, не будет светить луна и звезды спадут с неба; земля и все, что на ней, сгорит и будет только Божие царство и ад с вечными муками. Легко, отрадно на душе, когда вспомним, что есть для нас славное Божие царство. Но как тяжело вспоминать, что есть еще и лютые мучения ада! Сохрани и помилуй Господи всякого человека от этих мучений!
Братие мои возлюбленные! Верите ли вы тому, что сказал я вам теперь? – Обо всем этом говорится в Господнем Евангелии. И не то же ли мы пред Богом, что и сорная трава на поле? Не достойны ли мы за свои беззакония вечной геенны огненной? Но, чтобы наследовать нам Божие царство и блага небесные, будем стараться приобретать их теперь, пока живем на земле. Не легко приобретаются нами плоды земные; они достаются нам часто потом и трудами. Не покоем и радостью приобретаются блага небесные и вечный, невозмущаемый покой; они приобретаются христианским терпением, безропотным перенесением земных скорбей и лишений, кротостью, смирением и покорностью воле Божией. И потому, пока не и стала для нас всемирная Божия жатва, будем очищать души свои, как от сорных трав, от всех грехов наших, неприятных Богу и вредных нашим душам. И как запасаемся мы теперь плодами земными для нашей временной жизни, так, и даже более, должны мы запасаться для жизни будущей, для вечного спасения своей души плодами духовными – добрыми делами, чистою св. верою и христианскою любовью. Но, зная свою немощь, будем всякий день и всякий час молиться Отцу Небесному, чтобы Он согревал и оживлял Своею благодатью наши умы и сердца и нашу волю для добрых дел, как Он орошает дождем, согревает и оживляет солнцем Своим наши нивы для пользы нашей.
Затем, оканчивая скудное слово сие, призываю Божие благословение на ваш урожай и на ваши житницы; желаю вам есть новый хлеб с чистою и святою радостью, во здравие и укрепление вашего тела, и вместе запасаться добрыми делами для всемирной Божией жатвы и для вечной жизни. Аминь.