Житие пр. Евфросинии Суздальской по списку XVII века
c лицевыми изображениями, хранящиеся в библиотеке Суздальского Ризположенского монастыря
Предисловие
Предания о жизни и подвигах пр. Евфросинии, в мире Феодулии, дочери св. Великого Князя Черниговского Михаила, подвизавшейся в XIII веке, в Суздальском Ризположенском монастыре, долгое время после Её смерти не были записаны, а жили в памяти монахинь Ризположенского монастыря и устно передавались ими друг другу. С развитием просвещения в XV и нач. XVI в. в северной Руси, когда в различных местностях начинается появление целого ряда житий русских подвижников, появляется в Суздале и житие пр. Евфросинии, принадлежащее перу «творца канонов» и житий Суздальских святых «смиренного инока» Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря Григория. Время жизни и деятельности Григория после целого ряда учёных разногласий, точно установлено В. О. Ключевским, в известном труде его о древнерусских житиях святых110. На основании тщательного анализа сочинений Григория, В. О. Ключевский относит литературную деятельность его, ко второй четверти XVI столетия. Инок Григорий написал целый ряд житий святых, служб и канонов угодников Суздальских. Так, кроме жития, службы и канона пр. Евфросинии, инок Григорий написал житие пр. Евфимия, Суздальского чудотворца и канон ему, житие еп. Иоанна Суздальского с каноном, канон еп. Феодору и житие с каноном же пр. Козьмы, Яхромского чудотворца. Им же написаны похвальное слово и служба «новым чудотворцам», канонизованным на соборах 1547–1549 г. Таким образом, литературная деятельность его стоит в тесной связи с тем оживлением агиобиографической литературы, которая замечается в половине XVI в., одновременно с животрепещущими вопросами того времени о канонизации русских святых, издавна местно чтимых в разных областях Русского Государства, собранного к тому времени под власть единого самодержца Царя Московского и всея Руси.
Время написания жития пр. Евфросинии довольно точно определяется составом самого жития. Кроме жития пр. Евфросинии во всех дошедших до нас списках его заключаются две добавочные статьи: – чудо 1558 г. и повесть, написанная епископом Суздальским Варлаамом «О изобретении стихир и канона и жития пр. княжны Евфросинии, без вести бывше много лет».
Чудо 7066 – 1558 г. о исцелении расслабленного описано после того, как написано житие преподобной и, судя по языку и по некоторым выражениям, написано самим Григорием, автором жития111, «сподобившимся достоверно в лета и во дни наша паче слуха» т. е. не на основании рассказов других, как писано им житие преподобной, а «своими очима видети» это чудо. Побуждением к добавлению этого чуда уже после того, как повесть была написана, послужило, между прочим, сознание автора неполноты жития. «Дозде повести сея всилу», заканчивает автор житие пр. Евфросинии, «Аще и много в скудости ума нашего преминухом, но елику любовь подобну сотворити блаженней мало нечто от жития её написание се прочитающим на пользу оставити в сие нынешнее преславное чудо сподобихомся достоверно в лето и во дни наша... видети» и т. д. следует описание самого чуда. Таким образом, житие было написано до 1558 г. и, всего вернее, в десятилетие между 1549–1558 г., когда под влиянием постановлений соборов 1547 и 1549 г. начинаются усиленные попытки в епархиях к собиранию сведений о местно чтимых подвижниках и святых, когда по примеру митр. Макария епархиальные епископы отыскивали начитанных грамотеев и поручали им в случае, если не было житий, канонов и служб местным святым, составлять эти жития и каноны по образцу уже известных и пользовавшихся общим одобрением житий и канонов, наиболее чтимых святых.
Житие пр. Евфросинии, написанное в 1549–1558 г. вместе со службой и каноном, около 20 лет не делалось общим достоянием. В то время, как житие и канон пр. Евфимия получили церковное употребление после собора 1549 г., житие пр. Евфросинии «настоятелей тоя обители о чудесах нерадением... и небрежением... без вести бывше». Инок Григорий или умер или ушёл из Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, а житие пр. Евфросинии, написанное им, игумен Спасского же монастыря Савватий унёс в Махрищский монастырь «для преписания чудес» и там оно у него «закосне многими леты», а после смерти Савватия, вместе с другим имуществом покойного, поступило в Махрищский монастырь. Между тем в виду часто совершающихся чудес у гроба преподобной Евфросинии епископ Суздальский Варлаам сильно озабочен был желанием устроить празднество и местное чествование преподобной, а для этого требовались: житие, служба и канон пр. Евфросинии... «О сем же мне смиренному епископу Варлааму велие попечение бывше, – повествует сам Варлаам, – како, где обрести житие преподобной, или списателя житию и стихир и канона», и вот случайно, находясь в Махрищском монастыре на обратном пути из Москвы в Суздаль, к великой своей радости, епископ Варлаам находит в монастырской «книгохранительнице» так долго пропадавшее житие пр. Евфросинии. Прочитав это житие еп. Варлаам «порадовахся яко не презре Господь желания» его и «рассмотрих, яко не просту сему быти, но от Божия благодати», привез житие в Суздаль и «собрав собор архимандриты и игумены и весь причет соборные церкви», установил торжественное празднество пр. Евфросинии, сопровождавшееся многими чудесами от гроба преподобной.
Житие пр. Евфросинии, написанное Григорием по преданию со слов черноризиц, спустя 300 лет после кончины преподобной, в историческом отношении мало заключает в себе ценных сведений, относящихся к той отдалённой эпохе, к которой относится жизнь преподобной. Напротив, встречаются сведения, исторически неточные (легенда об убиении Батыя Угорским королём Владиславом и др.), но житие это представляет весьма типичный памятник житийной литературы XVI века и уже давно обращало на себя внимание учёных. Инок Григорий был весьма начитанным в современной литературе и искусно подражал наиболее ораторски составленным произведениям в этом роде своих предшественников – иноков Епифания и Пахомия.
Поэтому-то его творения и дошли до нас во многих списках. Житие пр. Евфросинии дошло до нас более чем в 24 списках112. Древнейший из них относится к концу XVI в. и хранится в библиотеке Архива Мин. Иностр. Дел (№ 20). Он несколько кратче позднейших списков, не имеет риторически-богословского вступления позднейших, начиная с XVII в., списков («Благословен Бог Отец щедрот безначальный Вседержитель» и пр.), а также и многих чудес, внесённых в позднейшее время.
Шесть из всех этих сохранившихся до нашего времени списков украшены миниатюрами. Древнейший список с лицевыми изображениями относится ко 2-й половине XVII в.
Один из этих списков, к сожалению позднейшего времени (конца XVIII в.), обратил внимание Императорского Общества любителей древнерусской письменности и искусства и превосходно издан фото-литографически на средства А. Н. Дружинина.
Издаваемый нами ныне список XVII в. находится в библиотеке Суздальского Ризположенского монастыря. В монастыре был и ещё список с лицевыми украшениями конца XVIII ст., но он в настоящее время передан на хранение в Владимирское древлехранилище при Александро-Невском Братстве. Имея под руками и этот позднейший список, мы сочли нужным в примечаниях указать все особенности его сравнительно с древнейшим списком XVII в.
Издаваемая рукопись написана полууставом на 101 листе в царствование царя Феодора Алексеевича (1676–1682 г.). Она начинается службой пр. Евфросинии (1–32 л.) затем с листа 33–101 следует житие, оканчивающееся повестью еп. Варлаама об установлении празднества преподобной Евфросинии, чудесами при гробе её (последнее чудо исцеление бесноватого Матфея) и молитвой преподобной, которая с небольшими изменениями вошла затем в службу пр. Евфросинии.
Рукопись украшена 57 лицевыми изображениями, исполненными весьма тщательно и искусными руками, иллюстрирующими шаг за шагом всё житие преподобной. Лицевые изображения в высшей степени ценны и в художественном, и бытовом отношении. Прекрасно гармонируя с текстом, миниатюры, украшающие издаваемую рукопись, заключают в себе весьма много ценного материала, как наглядное олицетворение верований древнерусского человека, его понятий, его фантазии (в области демонологии); но в особенности ценны миниатюры той стороной своей, в которой они отображают обыденную обстановку давно прошедшей жизни и быта XVII века; всё здесь ценно в археологическом отношении: и изображения храмов, зданий, одежд и предметов домашней утвари. Изображения осады г. Суздаля полчищами Батыя, битва на р. Сити, мученическая кончина св. Михаила Черниговского в орде и др. миниатюры, посвящённые изображению исторических эпизодов жития, оценены по достоинству ещё кн. П. П. Вяземским, издавшим даже позднейший список жития с изображениями, лишёнными многих лучших черт типичности иконописного стиля издаваемой ныне рукописи.
Рукопись Ризположенского монастыря, древнейшая из лицевых рукописей жития пр. Евфросинии, послужила образцом для других списков, которые во многом уступают своему оригиналу. Мастер, исполнявший рисунки, был одним из лучших иконописцев своего времени, и в некоторых композициях довольно талантливо передал душевные движения изображаемых лиц. Список кн. Вяземского, изд. Общ. л. др. п., и другой список, находящийся ныне в древлехранилище Александро-Невского Братства, рабски копируя древние рисунки Ризположенской рукописи, далеко отстают и в художественности исполнения, и в стильности от оригинала. Сами краски древнего миниатюриста подобраны более изящно, чем в позднейших списках, – они более ярки и красивы, чем мутные тона миниатюр XVIII в. Издавая наиболее оригинальные из древних миниатюр рукописи Ризположенского монастыря точно, фотоцинкографически, мы сожалеем, что не имеем средств передать и сами краски лицевых изображений, хотя бы некоторые из них в виде образца.
В. Георгиевский.
* * *
Рис. 24. Изображение преподобной перед началом жития.
* * *
Древнерусские жития святых, как исторический источник. Исследование В. Ключевского. М. 1871. Стр. 283–286.
В. О. Ключевский предполагает, что автором сказания о чуде 1558 г. мог быть и монах Спасо-Евфимиева монастыря Савватий, унёсший в Махрищскую обитель рукопись Григориева жития для преписания «чудес». (См. Др. р. ж. св. стр. 285).
Перечень списков жития пр. Евфросинии см. в книге Н. П. Барсукова: Источники русской агиографии. Изд. Общ. л. др. п. LXXXI т. Спб. 1882. Стр. 179–181. Всех списков жития указано Г. Барсуковым 24 и службы 10 списков, но есть и кроме перечисленных (см. в кн. A. Е. Викторова. Опис. северн. книгохр., в кн. Флорищева пустынь. B. Георгиевского и др.).