Источник

119. Поучение в 24-ю неделю по Пятидесятнице

Из нынешнего Евангелия усматриваем, что Господь совершил в один день два чуда: исцелил кровоточивую женщину и воскресил дочь Иаира. Дарование исцелений передано святым Апостолам, а чрез них и всем угодникам Божиим. И ныне во храмах весьма много совершается исцелений от болезней, но воскресения мертвецов из гробов ныне не видим. Зато воскресение душ, умирающих от грехов, и теперь совершается. А что опаснее: умереть ли телом или душой? Последнее далеко опаснее, потому что умерший телом воскреснет тогда, когда все люди воскреснут из гробов, по гласу Архангела. Но умерший душой хотя и воскреснет телом, но уже не для блаженства вечного, а для мучения. Все умирают телом, даже и те умерли, которые на время было воскресли: Лазарь четверодневный, дочь Иаира, сын Наинской вдовы и другие. Но душой умирают только нераскаянные грешники. Да и что пользы из того, если б я воскрес и умер? Что, если по воскресении еще большие искушения постигли бы меня? Нет! Бог сам лучше знает, когда нас брать на тот свет из-за пира жизни настоящей. Братия! о том не следует заботиться, чтоб не умереть рано телом, но нужно думать особенно о том, чтоб не умереть душой. Как же узнать того человека, который умер душой? Если он перестал ходить в церковь, не читает святого Евангелия, не соблюдает постов, не молится Богу, не говеет, предается тому или другому смертному греху, такой, верно, потерял совесть и страх Божий. Такой человек, несомненно, умер душой, хотя и живет телом на свете. Если пьет запоем, грабит ближних бессовестно, живет в роскоши и удовольствии, проводит жизнь в распутстве, такой, верно, умер душой. Самоубийцы, нераскаянные грешники, убийцы, презрители всякой святыни тоже мертвы душой. Правда, что умерший душой может опять в этой же жизни воскреснуть душой, но это бывает редко, ибо требуется великое покаяние и многие слезы. Нет на свете такого греха, которого бы Господь не простил. Следовательно, нет такого мертвеца душой, который не мог бы чрез великое покаяние опять воскреснуть. Жаль, что в нынешние времена мало кто заботится о покаянии, тогда как в первые века христианства тысячи лежали и стояли на паперти по 5, 10, 20 и более лет и просили помолиться за них тех, которые входили во храм Божий. Тогда были христиане горячи верой, сами требовали себе большой епитимии и не стыдились публично приносить покаяние. А теперь Церковь часто наполняется только мертвецами, т. е. нераскаянными грешниками, которым мрачная совесть удивительно дозволяет стоять даже пред лицем самого Бога. Что тяжелее и ужаснее греха, как грех отцеубийство, матереубийство, братоубийство? Однако и такой грешник, если бы, проливая слезы при дверях храма, истинно раскаялся, то верно и несомненно Господь простил бы его, особенно если бы вся церковь за него стала молиться. Спросишь: «Для чего эти посты большие и малые?» Для того, чтобы призвать нас к покаянию. К покаянию зовет нас Господь и сегодня, и завтра, и всегда. «Покайся», – говорит проповедник покаяния Иоанн Креститель. «Покайся», – говорит Господь. Покайся и простятся тебе все грехи. Брось их, перестань грешить, пока болезнь не напала, пока смерть не накрыла, все тебе простится, только покайся, и Господь помилует тебя, простит, пощадит и наравне со святыми упокоит тебя на небесах.

Господи! Прости нас и помилуй нас. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle