93. В неделю 17-ю по Пятидесятнице
Псы ядят от крупиц падающих от трапезы господей своих.
Сими краткими словами, жена хананейская, как бы, побудила Господа исцелить ее бесноватую дочь, когда Он, для испытания ее веры, сказал, что Он пришел на землю не для язычников, но для иудеев погибших, говоря: „несправедливо было бы отнимать хлеб у детей, т. е., у иудеев, и отдавать псам“ (Мф.15:26), т. е. идолопоклонникам, которые предавались самым грубым порокам и беззакониям. На эти-то слова Господа мудро ответила хананеянка: и псы ядят от крупиц, падающих от трапезы господей своих. И похвалил Господь веру ее.
Христиане! мы и не язычники, и не иудеи, – мы и родились христианами и думаем умереть христианами; но, если посмотреть на нашу жизнь, особенно на дела наши, то мы едва ли не хуже и иудеев и язычников. Не крупицы нам даровал Господь, но все самые высшие дары Свои даровал: – и дары естественные и дары благодатные. Для жизни настоящей даровал нам Господь все то, что даровал и язычникам и иудеям: – и тело и душу, и пищу, и одежду, и что нужно для насыщения и для удовольствия нашего. Нет, Господь больше нам дал, ибо дал нам отечество, родину, царство земное, тогда как и иудеи и язычники все то потеряли. Нет, Он нам еще больше дал: Он дал нам все дары благодатные: мы рождаемся чрез крещение, пользуемся таинствами, соединяемся с Господом, имеем веру и надежду на будущую жизнь; а между тем, говорю, живем далеко хуже и иудеев и язычников. Праздники и посты иудеи далеко строже исполняют, нежели мы, христиане. Посмотреть на нас издали, так мы и Богу, невидимому, молимся, и в церковь ходим, и нечто доброе делаем; а посмотрите поближе на эту смоковницу – на ней плодов вовсе нет; загляньте в нашу душу, в нашу совесть – там пустота страшная. Дома мы ненавидим друг друга, угрызаем друг друга, завидуем, гордимся; а кто предается грехам всякого рода. Скажите, что доброго мы делаем? Какие плоды в жизни приносим? Не удивительно, если бы мы были иудеи или язычники и творили подобные дела; хотя и они будут отвечать пред Богом за то, что поступали против своего закона – против разума и совести; но мы – христиане, – нам много дано и много взыщется с нас; много дано нам талантов – даров Божиих; но мы не только не умножаем их, не только закапываем в землю; но даже злоупотребляем ими, так сказать, корчемствуем. Имеем разум, но употребляем его не для познания Бога и святого писания; но на приобретение сокровищ, для наживы, для того, дабы лучше нам было на свете пожить. Имеем сердце – но любим не Бога Творца своего, а тех богов, которых обоготворяем на земле – чрево свое, красоту женскую, деньги и все, что приятно для глаз, для слуха, для вкуса и обоняния. Имеем память, но не помним смерти своей, а помним только обиды ближнего. Мы никогда не довольны дарами Божиими, мы все желаем более и более, все ищем чего-то, кроме вечного спасения. Мы всегда завидуем богачам, смотря на их наружное благополучие, а не присматриваемся к их несчастьям – к их большим убыткам, к большим скорбям. Замечаете ли, что они – или вовсе не имеют детей, или имеют таких, которые им одни скорби причиняют? А какой тяжкий ответ придется им отдавать пред Богом – за все, за все. Много дается им даров, – много с них и взыщется. Мы бедны, но почто мы богатеем грехами? Не имея богатства – по крайней мере, мы искали бы царствия Божия; а то ни тут на земле добра не делаем, ни на небо ничего не приготовили. – Дадутся ли нам хоть крупицы с того пренебесного стола, за которым будут восседать пророки, апостолы, мученики, преподобные и все святые? О, Боже! как мы несчастны, что душа наша зле беснуется, – а некому из нее изгнать бесов. Помилуй нас Господи, помилуй нас и пощади нас. Аминь.