73. О воздержании в пище и питии
У святых отцов и у монахов есть благочестивей обычай во время трапезования, т.е. во время обеда, в то время, когда прочие братья сидят в молчании за столом – один из них читает жизнь того святого, которого память творится в тот самый день; все сидят скромно, молчаливо, и, вкушая пишу – слушают житие того или другого святого, или мученика. Для чего это делается? Для того чтобы мысли не развлекались во все стороны, и когда питается тело земною пищею – и душа вместе насыщалась бы пищею духовною. У мирских людей нет сего святого обычая. Во время продолжительного обеда – там, где много человек сидит за столом, там чаще всего идет шумный разговор – или в похвалу пищи и напитков, или в осуждение ближних. Когда слушаешь святое писание, то не слишком станешь объедаться, видя в лице святых, которых житие читается – пример воздержания, умеренности и святой жизни; а при шумных речах и не замечаешь, как обременяется желудок твой пищею и питием. Замечательно и то, что за мирским столом, стараются если не осудить, то уязвить словом друг друга; а после стола, особенно после излишнего питья – охота приходит у старшего побранить младшего, или прислугу, так ни за что; ни про что; потому что разгоряченная за столом кровь, до излишества взволнованная – побуждает омраченную парами душу восставать против ближнего; очевидно, что это бывает не без участия диавола, который ищет удобного случая ссорить людей; потому-то после роскошных столов, сопровождаемых пьянством – случаются и брани и драки между пирующими.
Надобно быть слишком осторожным и воздержным во время стола, и лучше в молчании принимать пищу с благодарностью к Богу Творцу своему, Который питает всякую тварь, и нас не лишает своих благ. Каждый день мы питаемся земными благами по Его щедродательной милости; не каждый ли день мы должны благодарить Его, дабы Его святой дар был для нас полезен? Не каждый ли день мы должны возносить молитвы и моления о том, дабы святые дары Его не оскудевали у нас на столе, дабы мы таковыми могли делиться и с неимущими, убогими братьями? Не каждый ли день мы должны, при вкушении телесной пищи, возноситься мыслью в рай сладости, и молить Господа, чтобы Он удостоил нас восседать по смерти на той вечере, на которой восседают пророки, апостолы и все святые?
Не надобно забывать и того, что пища телесная дается нам только для подкрепления сил телесных, но отнюдь не для пресыщения. Человек может и много очень кушать, и довольствоваться небольшим количеством пищи; может привыкнуть к роскоши, объядению и далее к обжорству, и может приучить себя к скудости в пище, к умеренности. Но кто много ест, тот наживает и много болезней; а кто мало и умеренно обедает, тот всегда бывает здоров и крепок телом, и не так скоро подвергается болезням. Будем же, христиане, воздержаны в пище и питии, и не станем возбуждать искусом аппетит, желание к пище и к напиткам, дабы пресыщение не сделалось для нас источником многоразличных болезней и грехов, так как плотские грехи все происходят от невоздержания в пище и питии. Блажен тот человек, который умеет обуздывать себя во всем, – он избегнет множества болезней и грехов.
Господи! положи хранение устам нашим и пределы утробе нашей. Аминь.