Источник

47. О познании Бога

Христианин! ты всю жизнь молишься Богу, всю жизнь призываешь Бога во всех твоих нуждах; но спрашиваю тебя: знаешь ты Бога? Видел ли ты Его? Да и как ты можешь Его знать, или видеть? Желал Его видеть великий пророк и боговидец Моисей, – но что ему Бог сказал? „Нельзя, чтоб человек, увидавши Меня, остался жив“. „Так дай, чтобы я Тебя разумом понял, уразумел“, сказал Моисей: да разумно вижду Тя63; но Моисей вниде во мрак, идеже бяше Бог64, а Бога все же не видел. Пророку Илии тоже Бог являлся сколько раз – то в буре, то во мраке, то в воздухе тонком; но очами телесными все же не видел Бога. Пророк Исаия видел Его на престоле высоком – окруженного шестокрылатыми серафимами; но едва не умер. Поэтому со всего видно, что Бог когда хочет приблизиться к человеку, то покрывается мраком, или облаком, или воздухом, или светом, как бы ризою, бездна яко риза одеяние Его65, – положи тьму закров Свой66 – говорит царь Давид. Как же тебе Бога знать и видеть? Поэтому ни один человек не может сказать, что он знает Бога, что он видел Бога. Бог только Сам Себя хорошо видит и знает. Знает Его и Сын Божий, который сказал: „никто не знает Сына, только Отец, ни Отца не знает никто, только Сын, и тот, кому Он захочет открыть Себя“ (Мф.11:27) . Также Дух Святой знает, который испытует вся и глубины Божия67. Итак, человек может познавать Бога и видеть Бога только под покровом или мрака, или света; но и то не вполне, и то сколько ему Бог Себя откроет. Мы не можем смотреть на солнце, но можем видеть лучи солнца и свет, разливаемый на всяком месте. Так Бог дает Себя человеку знать и чувствовать – или в тварях – прекрасно и мудро сотворенных, – или в сердце, где Он дает Себя знать, потрясая и толкая в наше сердце, или в святом Евангелии, где Он говорит к нам, или в святых Таинствах, особенно близко Он Себя дает видеть и даже вкушать под видом хлеба и вина; – ближе этого Сам Бог не мог подойти к нам и дать Себя видеть и разуметь. Итак, если кто тебя спросит: знаешь ли ты Бога, – видел ли ты Его? Отвечай: „знаю и вижу Его. Знаю; ибо знаю Его премудро сотворенную тварь – небо звездное и животных, и растения и все, сотворенное на земле; знаю святое Евангелие, в котором слышу голос Божий; знаю Бога в Таинствах, ибо ощущаю благодать Его; вижу во образе Иисуса Христа Сына Божия, и вкушаю пречистое Его тело и кровь“. Довольно и этого для верующего христианина! Не забывай только того, что сей Бог, во Святой Троице поклоняемый – Бог премудрый, всеведущий, всемогущий, всеправедный и всеблагой – будет судить живых и мертвых. Сей Бог, Которого ты так разумеешь, оскорбляется, если ты не воздаешь Ему должного почтения, не просишь у Него во всем помощи, покрова и защиты; особенно оскорбляется и строго наказывает того грешника, который грехами омрачает свою совесть, и не раскаивается в своих прегрешениях. Еще более гневается на того, кто вместо Его – тварь избирает предметом своей любви; еще более на того, кто не в Нем едином ищет своего благополучия, счастья и утешения, а в деньгах, в почестях, в красоте, в богатстве, в роскоши, в пьянстве, в делах мрачных, приятных диаволу. О! жестоко карает Господь грешника нераскаянного, который предается бесчувственности в грехах, который отвергает всякую благодать и помощь Божию. Не избегнет тяжкого наказания и тот, кто своими грешными делами бесчестит Пресвятое имя Божие, и отвергает попечения о нем церкви Божией, не слушает святого Евангелия, отвергает посты, уклоняется от собрания верующих, не молится Богу, отчаивается в своем спасении; кто Царицу Небесную не почитает и ходатайства святых Божиих пред Богом не признает. Знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет68. Господи! вразуми каждого православного христианина. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle