28. В неделю о слепом
Родиться слепым, каким был слепорожденный, о котором прочтено ныне святое Евангелие, и которого Христос Господь исцелил и даровал зрение; – родиться, говорю, слепым на свет – великое несчастье; но родиться зрячим и потом навсегда ослепнуть – еще большее; самое же большее несчастье – быть слепым душою. Слепой от рождения ли, или болезни, действительно ничего не видит; зато не видит грехов и соблазнов; а несчастные, зрячие, ослепленные душевными очами – и все видят очами телесными и ничего не видят очами душевными. И без сомнения; если бы мы спросили кого-либо: как ты желаешь быть слепым, – телесными, или душевными очами? – верно, таковой согласился бы скорее принять первое, нежели последнее, – быть слепым телом, нежели душою. Впрочем, слепцов от телесных очей мало; но душевными слепцами наполнена вся земля. Ах! что может быть несчастнее того, как, когда человек предается пьянству, пропивает вещи своего семейства, подвергает побоям, бранит всякого неприличными словами, болеет, страдает сам и другие чрез него, – что спрашиваю, пагубнее сей слепоты? Что может быть несчастнее прелюбодея, или развратника и развратницы, – которые помрачают душу похотями, связываются со всяким, презирают святость брака, мучатся совестно, или заливают ее пьянством, теряют стыд, делаются орудием диавола, наживают страшные болезни, делаются добычею и слугою бесов. Что может быть пагубнее такой слепоты? С чем сравните вы слепоту сребролюбца, который обманом, потом и трудами бедняков наживает огромное богатство, и своею скупостью доводит братьев Христовых до хлада, глада и подвергает их всяким нуждам? – Сребролюбцы, по словам Писания, те же идолопоклонники. Что может быть отвратительнее этих чудовищных нарядов, которыми покрывают себя любительницы мод, и образ Божий превращают в идола, чтобы развращать души и сердца старых и юных; не бесы ли трудятся над выдумкою этих украшений: прикрас, побелки лица, накладками и приплетом чужих волос, кудрями, длинными власами и тканями – больше обнажающими, нежели прикрывающими наготу тела, сотворенного для рая; не слепота ли это? – Чрезвычайная слепота душевная! Эти разгульные лица, сеющие и веющие деньгами в клубах, маскарадах, театрах и гостиницах, – которые нередко за долги попадаются в острог, где самые искренние их созастольники и друзья – не хотят посещать и утешать их, – которые делиться деньгами хозяйскими или родительскими умели; а заключением в темнице – не хотят поделиться; – скажите, не слепцы ли это душевные?
Сколько слепцов в этих питейных и развратных домах? Сколько в лавках, в конторах, на торжище, на бирже, – которые не знают ни праздников Божиих, ни постов, ни Евангелия, ни жизни святых, – и живут на свете сами не знают для чего; буйствуют, спорятся, клевещут, завидуют, осуждают, бранятся, злословят, предаются всяким грехам; – и это все слепцы такие, которые не думают ни о смерти, ни о суде Божием, ни об аде; которые не помышляют, что Господь судить будет за всякую грешную мысль, за всякое слово, за всякое беззаконное дело, за все, что противно закону, Евангелию, совести, разуму; – и все это слепцы, и все это души омраченные грехами, и все это лица, потерявшие совесть и страх Божий.
Господи! когда Ты откроешь их душевные очи? Когда вразумишь? Когда приведешь в чувство? Господи! не остави мир христианский утопать во грехах: вразуми, просвети, пощади и помилуй нас. Аминь.