Источник

175. О предопределении Божием

Бог кого хочет, того милует, а кого хочет, того ожесточает.

Рим. 9:18

Сии слова святого Апостола Павла могут заставить каждого призадуматься; а в другом месте послания к Римлянам, еще вот что написал Апостол: помилование зависит не от желающего человека, и не от подвизающегося, но от Бога милующего (Рим. 9:16). Это что значит? Хотя бы ты хотел спастись, хотя бы ты для спасения совершал великие подвиги поста и молитвы, – ты не получишь спасения, если то Богу будет не угодно. Надобно, чтобы не ты один захотел спастись, но надобно, чтобы и Бог захотел спасти тебя; потому что твоего одного желания мало для этого, – спасение в руках Божиих, а не в наших. Мало того, чтоб ты трудился, постился – надобно еще и Самому Богу потрудиться для твоего спасения. О, если бы было достаточно для спасения одного нашего желания, одних наших трудов! Но Богу еще приходится трудиться, чтоб спасти тебя, – Богу нужно страдать за тебя, бороться с твоим упорством, со злобою диавола. Ты хочешь спастись – а все же грешишь; ты постишься и молишься, а все же на грех простираешь руку: какое твое желание? Какие твои подвиги? Но Бог, кого хочет, того милует, а кого хочет, того ожесточает. Почему? Потому что Он знает, кто достоин милости, предвидит, кто покается и кто не покается. Почему Бог ожесточил Фараона до того, что только после десяти казней, Он решился выпустить евреев из Египта? Потому, что он предвидел, что его сердце ожесточенно, что он не поверит его чудесам, и не даст свободы евреям, пока Он не сотворит пред ним целый ряд чудес. Бог ожесточает того человека, в котором предвидит, что с этого человека не будет добра, – ожесточает, наконец, после того, как Он ему долготерпел, помогал ему в спасении, щадил его, смотрел на его грехи – и терпел, но когда предвидел, что с него не будет добра, что он умрет во грехах, что он не покается, что он недостоин Его милости, тогда допускает, чтобы впал в ожесточение, в отчаяние. А ведь, человек доходит до ожесточения с малого греха, – пьяница с первой рюмки доходит до запоя; блудник с первого падения доходит до неисправимого развратника; сребролюбец – от одной копейки, доходит до скряжничества, – так и каждый грешник, из малого грешника, делается великим грешником. То правда, что как горшечник имеет право над глиною – один горшок сделать для доброго дела, другой – для худого; так и Творец небесный властен с тварью делать, что Ему благоугодно; но Он и то много сделал, что сотворил нас, – а то, что Он искупил нас страданиями Сына Своего, и то, что крещением омыл первородный грех, и то, что даровал покаяние, дал ангела хранителя, дал благодать, чтоб укреплять наши силы, и то, что дал нам один источник вечной жизни – Слово Божие, – другой – плоть и кровь Сына Своего, – и мало ли чего не давал нам Бог для нашего спасения. Что наши подвиги, посты и молитвы? Каких казней заслуживает один грех против Творца? А мы тысячекратно Его оскорбляем самым страшным и бесстыдным образом, – и Он щадит еще сосуды гнева Своего, долготерпит, ожидает свободного его возвращения с пути погибели на путь истинный, и все же милует того, кто достоин милости Его, кто покается. Напротив, ожесточает того, кто давно уже ожесточен против Бога, кто упорен, и всегда поступал и поступает и намерен поступать против воли Божией – всю жизнь грешил, всю жизнь огорчал Его до самой смерти. Поэтому, Он не станет, против воли, насильно спасать человека, из диавола делать ангела, из упорного грешника святым – того человека, кого предвидит, что он не покается, и это было бы противно правосудию Божию.

О, бедный человек! сколь ты несчастен, что не предвидишь своей погибели, а грешишь, как слепец, пока Господь погубит тебя навеки. Господи, пощади и помилуй бедное творение Твое! Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle