Источник

176. Пред исповедью

Вы приступаете ныне к исповеди, – давно это надлежало бы вам сделать, – именно – в тот самый день, как вы согрешили. Ах! как легко сделается на совести, когда исповедью сбросишь с себя грехи, испросишь прощение у того, которого ты обидел, огорчил, оскорбил. Так доброе дитя бежит к своему отцу, или к матери, и со слезами рассказывает, что оно разбило какую посудину, или свалило что с полки, или другое что сделало; потому-то и Апостол сказал: Исповедуйте друг другу согрешения ваша174. Скажите сами: добросовестно ли вы поступаете, что доселе держите свой грех на вашей совести; да еще, быть может, не один, но многие грехи; да еще, быть может грехи великие, тяжкие – смертные грехи; а быть может, и вопиющие грехи, давно требующие от Бога тяжкого наказания. Ах! ничего нет на свете тяжелее греха, ибо он тянет человека в глубину ада! Не лучше ли было тебе, христианин, тотчас, как ты согрешил – тотчас, в тот же день, или не далее как на другой день, прибежать к своему мировому судии – к духовнику, и рассказать грех свой, и конец? Так делают в монастырях: ежедневно вечером исповедуют, пересказывают духовнику грехи свои, грешные дела и мысли свои, дабы за ночь не срослись они с их душою, с сердцем, совестью, ведь ты ни одного дня не потерпишь, чтоб на лице твоем было грязное пятно; а тут есть важная причина, почему нужно тотчас по содеянии греха бежать к духовнику: – над твоею головою стоит Каратель и Судия – Бог. Надобно крепко помнить и то, что каждый грех непременно наказывается в сей жизни, – а если не покаешься, не перестанешь грешить, то и в будущей – во всю вечность. Если в сей жизни Бог тебя наказывает, то благодари за это Бога, а если в будущей, то это наказание будет ужасно, ужасно! Живо, ясно и всегда помни христианин, что с минуты содеянного тобою греха уже наказание готово; – не спрашивай: какое и когда? а неизбежно и неминуемо ты будешь наказан Богом. Не говоришь ли ты сам: „ах! я знаю, за что меня Бог наказывает“; или я знаю, за что меня Бог наказал. На совести, как на бумаге, записан грех твой, – она мучит тебя; разум – домашний судья твой – знает его; память – не допустит тебя забыть его. Да и диавол в свою книгу записал грех твой; да и ангел твой его оплакивает. А ты терпишь свой грех, а ты его держишь на душе, да еще несколько раз грешишь и увеличиваешь ношу грехов. Как ты поднимешь ту вязанку дров, к которой более и более прибавляешь поленьев? Не лучше ли каждый раз сбрасывать с себя поленья или тяжесть грехов? У мирового судьи – у священника дело миром кончится: назначится какая епитимья, штраф какой, и конец: он тебя примирит с Богом и с твоею совестью; потому что ему дано законное право: что вы, пастыри, свяжете на земли, то связано будет на небеси; что разрешите на земли, то разрешено будет и на небесех175, или в небесном, всемирном, окружном суде; а если умрешь со грехом, и вина твоя останется на твоей совести – и во гробе и за гробом, –тогда дело твое не кончится миром; как в окружном суде, так на суде всемирном, страшном ты будешь стоять в толпе подсудимых. Адвокат – будет, если будет – ангел твой; прокурор – закон, который ты нарушил; Судия – Бог правосудный; защитники явятся ли: святые, которым ты иногда обедню нанял, иногда молебен, в молитве призывал, и нищие, которым ты милостыню подавал, и больные, тобою уврачеванные, –будут ли стоять за тебя? Не знаю. А диавол, как часовой, позади тебя стоять будет с рукописанием, да еще по правую твою руку, как Давид сказал: диавол да станет одесную его176. – Нет! не советую тебе переносить в окружный или на страшный суд грешные дела свои, – вся вселенная там будет окружать тебя: страшно впасти в руце Бога жива177. Там вечное проклятие будет произнесено над нераскаянными грешниками, там адские муки; – нет! не советую тебе переносить туда – на тот свет – грехи свои, студные дела свои. Поспешай лучше к мировому Судии, к Господу Иисусу Христу – и к свидетелю духовнику своему, – он покончит все дела твои на земле – и чаще всего миром. Господь да поможет вам быть откровенными, искренними у мирового Судии – у Иисуса Христа Сына Божия; Он примиритель, – Он наказывает, карает и прощает, – Ему дана от Отца небесного всякая власть на небеси и на земли. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle