Источник

151. В день Святителя Христова Николая

Слишком богатую и роскошную трапезу для поучения предлагает ныне святая церковь: жизнь Святителя Христова Николая Мирликийского Чудотворца. Но я дерзаю нечто малое взять из жития сего Святителя. Святая церковь воспевает, что Святитель все величие небесное и земное стяжал единым смирением: „стяжал еси смирением высокая“151; что все сокровища небесные стяжал он убожеством, нищетою: „стяжал еси нищетою богатая“. Довольно и сих двух лепт для обогащения нашего разума и для нашего назидания.

Чтоб стать великим, знатным и известным человеком на земле, – чего только люди для этого не употребляют, на какой только труд не решаются, – и это все делают только для земного величия; – а о небесном и вечном величии вовсе не помышляют. Один всю жизнь чахнет над науками; тот старается удивлять людей искусствами – музыкою, живописью, ваянием; иной всю жизнь собирает растения редкие; тот среди бесконечных песков, другой среди страшных холодов путешествует; тот такие, сей другие чудеса строит – чтобы удивить свет и стяжать громкое и великое имя. Не говорю уже о великих завоевателях, законодателях, философах, мудрецах всякого рода, – которые в свое время и производили о себе говор, но потом все забыты; хорошо еще, если их имена остались в книгах, а то иного мнимо-великого человека имя и там трудно найти.

Посмотрите, как и чем приобрел все величие празднуемый ныне Святитель Христов Николай, – да какое имя? Такое, что даже евреи, турки и дикари прославляют его. И не только на земле он стал велик и славен, но и на небе; не только грешники, но и Святые и Ангелы восхваляют его, – и это не на время, но на всю вечность. Чем? Чем стяжал Святитель Христов Николай такое величие? Просто одним смирением, одною кротостью. Между вами много есть смиренных; но наше смирение не может назваться истинным смирением, – наше смирение лицемерное, только наружное; тогда как Господь любит только истинно смиренного и кроткого. В чем же состояло смирение Святителя Христова Николая? Он никогда ни на кого не гневался, никого не оскорблял ни словом, ни делом, у него смирение было в духе, кротость во взорах, в обращении, в разговорах, в одежде, в молитве, в душе, в теле и во всех делах. Таким-то смирением Святитель Христов Николай стяжал пред Богом и человеками славу и величие – на земле и на небе. Кроме величия и славы он стяжал все сокровища небесные, – чем? Нищетою, убожеством. „Стяжал еси нищетою богатая“. Разве можно нищетою собрать богатство? От чего же люди другие – часто чрезвычайно трудятся, употребляют средства для приобретения богатства. На что только не решаются: и дальние путешествия, и торговлю, и судоходство, и разные предприятия; – трудятся, думают, голову ломают, – ночи проводят без сна, сохнут, мучатся и – Боже мой! на что только не решаются, чтоб разбогатеть! Святитель Христов Николай все сокровища земные и небесные приобрел одною нищетою: почему? потому что все сокровища земные он отверг: „стяжал еси нищетою богатая“. За то, что он отверг земные и тленные сокровища и полюбил нищету, – за то теперь весь мир готов отдать ему все земные сокровища: для сего и храмы строят во имя его, и иконы обогащают и украшают, – а на небе, – спросите – что он получил? Все сокровища небесные и нетленные. А он не только сам пользуется небесными сокровищами, но еще наделяет ими тех, кто для него тратит земные сокровища; а главное, что он вымаливает нам у Бога прощение грехов и спасение, – попроси только у него – он все тебе у Бога вымолит.

Святителю Христов Отче Николае, моли Бога о нас. Аминь.

* * *

151

Тропарь.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle