Источник

152. В день Святителя Христова Николая

Святитель Христов Николай был Епископом в Мирах Ликийских. Ликия была особенная область Греческого царства и находилась на нескольких островах Средиземного моря, – на одном острове был город называемый Мир-Ликия, – теперь он в развалинах, – и та церковь, в которой святительствовал и служил Св. Христов Николай – была до наших времен в развалинах, – оставались только большие стены храма, и части колонн мраморных, обозначающих алтарь, и каменное четырехугольное место, где был гроб Святителя, перенесенный потом в Бар-Град – в Италии. Слово миро – греческое, и означает особенное благовонное и пахучее масло. Оно бывает искусственное, из разных пахучих дерев и цветов составляемое, и натуральное, которое истекает из святых мощей, – так из костей Святителя Николая, говорят, непрестанно изливается святое миро; из костей св. Димитрия мироточца в г. Солуни, – так в Киевских пещерах из 13-ти глав сухих непрестанно искапает святое миро, и из многих мощей древних и новых святых, оно изливается и показывается в виде капель, или росы пахучей и благовонной, – даже на некоторых иконах Божией Матери оно являлось. Не станем говорить, как приготовляется искусством святое миро, – это делается в страстную седмицу – в Святых Лаврах, в церкви, при совокупной молитве наших святителей; но скажу только, что оно употребляется при миропомазании младенцев, – при сообщении им даров Духа Святого, по крещении их. Такое помазание святым миром бывает повторяемо над царями. Итак, сами догадываетесь, что вместе со святым миропомазанием сообщаются на помазуемого многие дары Духа Святого. Не забывайте, что святое миро изливается из святых мощей тех святых, в которых с избытком проявилась благодать Божия при жизни и по успении, – которые при жизни имели много добродетелей, совершали много добрых дел. Братия! и нам даровано сие таинство, и нас миропомазывали; но – спросите – умножаем ли мы в себе благодать даров Духа Святого, или потеряли и те, которые нам дарованы? А ведь Господь потребует от нас отчета строжайшего: где мы дели дары Духа Святого: дух премудрости и разума, дух кротости и благочестия, дух ведения и страха Божия? Грехи уменьшают и уничтожают эти дары. Что мы скажем на суде Божием? Чем оправдаемся? Где наши дары? Они увеличиваются и умножаются делами милосердия и благочестия, – непрестанною молитвою, слезами, постом, кротостью, щедрою милостынею, пламенною любовью к Богу и ближним, смирением, и другими добродетелями. Запах ли святого мира будет издавать, после смерти, наше тело, или отвратительный смрад мертвеца? На святой Афонской горе открывают чрез каждые три года тела покойников, и по костям узнают – осталась ли в костях покойника благодать Божия, – издают ли кости запах мира; есть ли надежда на блаженное его бессмертие? А в мире о сем не заботятся. О, горе нам грешным, – там сорокоусты, там разрешительные молитвы читают – все святые мужи и даже патриархи; а у нас – умер и конец, – нет у нас любви к ближним. Умер ты – погибнешь ли, или спасешься – кому какое дело? Горе нам грешным!

Святителю Отче Николае – моли Бога о нас грешных! Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle