Источник

140. В неделю 25-ю по Пятидесятнице

Из нынешнего Евангелия усматриваем, что иное дело знать заповеди Божии, а иное – на деле их исполнять. Заповеди Божии каждый почти христианин знает; а исполняют их весьма не многие, – поэтому-то и спасаются не многие; поэтому же самому, много званных и призываемых в царствие Божие, но мало избранных – мало спасется. Законник, как в Евангелии написано, спрашивал Господа: как ему достигнуть царствия небесного? „Знаешь ли ты заповеди Божии?“ спросил его Господь. „Знаю“ – отвечал законник, – главные заповеди – любить Бога всею душою, и ближнего, как себя любить – “так”; но сим не удовольствовался законник, а еще предложил вопрос Господу о том: „кто его ближний?“ Он не спросил: „кто мой Бог?“ а спросил: кто мой ближний? хотя ближнего каждый день видел он пред собою, а Бога никогда не видел. Не спросил: „как я могу любить Бога, которого не вижу“, а спросил: „кто мой ближний? которого я каждый день вижу“. На этот вопрос Господь рассказал ему причту о милосердом Самарянине, который оказал самое усердное попечение человеку ограбленному и пораненному разбойниками. Священник мимо его прошел – и даже не взглянул на него, – Левит только посмотрел на него; а Самарянин – и раны обмыл, и елеем помазал раны, и поручил содержателю гостиницы иметь об нем самое усердное попечение „так и ты поступай с ближним!“, прибавил Христос Господь (Лк.10:25–37). „Так и ты поступай с ближним“ – скажу и я. Ответ Спасителя научает нас тому, что самая высокая наша любовь к Богу доказывается только нашею пламенною и бескорыстною любовью к ближнему; что тот никогда не может любить Бога, кто не любит ближнего своего; что – чем больше кто имеет нужду в нашей помощи – тем он ближе должен быть к нашему сердоболию сердечному, тем больше требует нашей любви, нашего попечения, наших рук, наших трудов, наших расходов.

Скажи мне: чем ты доказываешь свою великую любовь к Богу? Чем ты подтверждаешь, что ты любишь Бога всем существом, всею душою твоею, и всею крепостью твоею и всем разумением твоим? Тем, что поставляешь в углу твоего дома убогий Его Образ, лампаду повысишь, поставишь свечу, или воскуришь ладан? И только? А оскорбляешь ты Его сколько раз в один день? а сколько раз не бываешь в церкви? а сколько божишься напрасно? а сколько работаешь в праздники? Если ты Его любишь всем сердцем, – то любишь ли Его одного более всего на свете? Если всем сердцем Его любишь, то, смотри – не любишь ли ты еще что другое в жизни? Если всею душою любишь; то занята ли твоя душа им одним? Если всею крепостью духа и тела Его любишь, – то на эту ли одну любовь употребляешь все силы души и тела? Если всем разумением любишь, то ни о чем другом не помышляешь, как об Нем – одном? Подумай хорошенько об этом. Любишь ли ты ближнего своего, как себя любишь? Кормишь ли всякого голодного? Одеваешь ли нагого? Врачуешь ли больного? Посещаешь ли в темнице заключенного? Знаешь ли ты, кто твой ближний? Не сосед твой, не сотрудник, не одного с тобою звания, чина, возраста, веры; а тот, кто покрыт ранами, рубищами; кто в холоде, в голоде, в нужде, в бедности, в нищете, в гонении, в скорби, в беспомощности. Вот кто ближний твой!

Всякий страждущий есть наш ближний; а мало ли их в нашем городе? Вот пришел один на заработки – с дальних городов России, – человек, который оставил там жену, детей – и пришел сюда, чтобы пособить своей нуждочке, бедности и своему горю, – и что ж? Сразу заболел: или от усердия к работе, или от климата, или просто – по Божьему попущению. Продолжительная болезнь причиною тому, что ему все отказывают в квартире; милостыни просить больному не возможно, – земляки помочь горю не хотят: вот этот-то и есть наш ближний. Сюда пришла странница – заболела, простудилась, – ее обобрали недобрые люди, – хотя ей и приют дают в землянке, но что ж? Ноги покрыты ранами; опухоль по всему телу, – денег нет, ходить не может: вот наша ближняя! Мало ли в этом городе подобных несчастных? А сколько от пьянства сбившихся с пути – и до крайности дошедших? Сколько от распутства, от бедности, от неудачи в делах, от попущения Божия, от людей, от дурной воли, – сколько между нами таких, которые нуждаются в одежде, в постели, в теплой хижине, в куске мягкого хлеба, в ласковом слове, в пластыре, в лекарстве, в копейке.

О, сколь блажен тот, кто, по примеру Самарянина, подаст таким руку помощи! Такой несомненно получит царствие небесное. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle