125. О смерти
В те дни... будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них.
Вот еще какое время настанет для нас, что мы будем искать смерти, но не найдем ее; будем желать умереть, но смерть убежит от нас. Теперь мы убегаем от смерти, предохраняем себя, всячески воздерживаемся от пищи, чтоб не заболеть и не умереть; бережемся заразительных вещей, лиц и мест; но будет время, когда мы будем искать смерти себе, но не найдем: это будет по ту сторону гроба; – тогда человек не может уже умереть – святой ли он будет, или грешник. Впрочем святые и не станут себе искать смерти, потому что найдут себе вечную жизнь, будут жить в раю со Христом Богом – источником всякой жизни; а грешники будут искать себе смерти, потому что их ожидают по ту сторону гроба вечные муки. Вот почему они будут искать смерти, готовы будут утонуть в море, но их не допустят до этого; ибо они будут плавать в море пламени; они пожелают убить себя, но не возмогут, потому что бесы не найдут такого оружия, которым могли бы себя поранить; да притом они связаны будут по рукам и ногам пленицами ада. Впрочем, тело духовное не разрушается, и не убивается ничем. Смерть царствует только на земле; ибо тела наши теперь тленны и удоборазрушаемы. А действительно, что было бы величайшее благо для грешника, если бы он мог умереть, разрушиться, уничтожиться; ибо муки адские страшны и непереносимы; однако, ими будет мучиться каждый грешник, и притом вечно, без конца.
Вот почему я непрестанно напоминаю о том, чтобы в этой жизни не смерти береглись, но грехов. И святые умирают в этой жизни, и Царица небесная была три дня во гробе, и столько же дней сам Спаситель; смерть не великая беда: это не более как продолжительный сон; я говорю: берегитесь греха, особенно смертного, особенно такого, от которого вы не хотите отстать: пьянство ли это, распутство ли это, или блудодеяние, сребролюбие ли, или гордость, или клевета, или осуждение; загодя отставайте вы от грехов, пока живете на свете, пока можете плакать о грехах, пока можете подавать милостыню, пока можете делать добро; опасно, чтоб смерть не застала неготовыми, как многие из братий и сестер умерли не готовыми. Нас оставил Господь для покаяния; Он многомилостивый не дал нам умереть во грехах.
Замечаете ли по людям, как грехи умножаются; как пьянство и разврат распространяются на свете? И юноши, и девы, и жены, и мужья, и старые и малые все заражаются пороками; редко кто воздерживается от грехов, потому что лютые времена настают. Еще в деревнях страх Божий господствует; но в городах грехи быстро умножаются; посмотришь, посмотришь, так и кажется, что настают времена пришествия антихриста: православная вера оскудевает, праздники только для виду соблюдаются, потому что в праздники-то особенно пьянство и разврат бывает; посты презираются, любовь между родными иссякла, воровство и обманы повсюду. О! горькие времена настали. – Покаемся, братие и сестры, пока живем на свете, а то настанет время, что будем искать себе смерти и не найдем.
Господи! спаси нас, погибаем. Аминь.