Источник

118. О вражде человека против Бога

(не полное ввиду отсутствия страниц оригинала. Прим. электронной редакции.)

... но семь тысяч лет с лишним, диавол ведет, так сказать, войну с Богом. Войну, ибо надеется все дела Божии испортить, повредить, разрушить, уничтожить; словом, весь мир превратить в первобытный хаос, в ничтожество, так, что для того, чтобы как-нибудь поправить дело Божие, поддержать мир в своем виде, людей – в повиновении воле Божией, – необходимо было самому Богу снизойти с неба на землю; мало сего, необходимо было пострадать, – хотя не божеством пострадать, но человечеством, чтобы искупить неизмеримую вину человеков против Бога, и указать человекам истинный путь ко спасению – в кресте и страданиях. Впрочем, это меня не удивляет нимало: сказано зло должно остаться злом. Вот что меня удивляет чрезвычайно: наше упорство, наша вражда против Бога. Диавола, из ангела сделавшегося злым духом не усмотрел Бог в своей премудрости спасти от вечной погибели, потому что он сам, по своей вине, решился быть врагом Божиим; а для спасения нашего, так как мы не устояли в добродетели не по нашей вине, а по воле и искушению того же диавола, – премилосердый Господь нашел в предвечном совете средство спасти нас от вечной погибели, чрез искупление нас от греха и проклятия страданиями Сына Его единородного по богатству благодати Его. Не диаволу, но нам дано и новое рождение в крещении для омытия родительского греха; не диаволу, но нам дарована благодать чрез все таинства изливаемая; не диаволу, но нам даровано покаяние и отпущение грехов; не диаволу, но нам даровано в нетленную пищу и питие драгоценная плоть и кровь Сына Божия, чтобы мы могли не своею силою, но силою Божией побеждать смерть, тление и потом воскреснуть из мертвых; не диаволу побеждать нас, но нам дарована сила и власть побеждать диавола постом, крестом и молитвою. И что же? При всех этих благодатных средствах Божиих, мы остаемся почти теми же врагами Божиими, как и диавол; как бы ведем войну с ним, упорно держимся зла, греха и всего, что весьма оскорбительно для Бога. Я не стану вам указывать на многие тьмочисленные грехи наши, ибо их слишком много, также много, как много песку в море, как много травы на земле, как много звезд на небе.

Что мы воюем против Бога, – это показывает наше идолопоклонство – или красоте женской, или мамоне – деньгам, или наше упорное презрение праздников Божиих – одни вовсе не ходят в храм Божий по праздникам, другие пьянствуют, и избирают для этого именно праздничные дни; третьи предаются распутству именно чаще всего в эти дни; не говорю уже о работе некоторых и торговле по праздникам. Спрашиваю вас: не враги ли мы Божии? Не самые ли упорные, самые неутомимые враги? Судите сами, как знаете об этом; а помните только, что участь всех врагов Божиих одинаковая с диаволом; конец всех их: ад, геенна, озеро огненное, преисподняя, вечные муки.

Господи! Сам вразуми врагов Твоих какими знаешь наказаниями. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle