Источник

90. В 3-й день праздника Пасхи

Помянеши, яко раб был еси ты в земли Египетстей. (Втор. 16:12)

Когда Бог давал евреям заповеди о праздновании Пасхи, по случаю чудесного избавления их от работы египетской; то сказал: «пусть будет настоящий день в память, и вы празднуйте этот праздник Господу во все роды: законно, вечно празднуйте»108. И возвеселишися перед Господом Богом ты и сын твой, и дщерь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, иже во градех твоих, и пришлец; и сирота, и вдова, яже в вас. При сем сказал Бог: и помянеши, яко раб был еси ты в земли Египетстей.

Спросите: для чего Бог евреям так торжественно и так точно и всегда велел праздновать Пасху? – Для того, чтобы они помнили день освобождения своего от рабства египетского. Не забывайте, христиане, что еврейская Пасха была чувственная Пасха и прообразовательная. Они вкушали испеченного агнца, по одному в каждом семействе; но этот агнец был только прообразом Иисуса Христа; наша Пасха духовная, – наша Пасха – Иисус Христос, Которого тело мы вкушаем и пьем кровь. Евреи были в Египте четыреста лет; а все человеки под рабством греха были пять с половиной тысяч лет. Там приставники суровые были египтяне: а наши приставники были демоны. Евреи освободились от рук египтян, а мы – от рук диавольских: мы никогда не должны забывать того, что мы только вкушением нашей Пасхи – плоти и крови Животворца Христа – освобождаемся от тяжести греха и от рук диавола; поэтому – можем ли мы забыть настоящий день, – день освобождения нашего от греха? Нет ничего на свете тяжелее греха, когда он лежит на совести человека. Грех тянет человека в могилу, – человек не умирал бы, если бы не имел греха. Грех вооружает против человека и небо, которое за то иногда не дает дождя; и землю, которая часто не дает хлеба человеку. Грех вооружает против человека и животных, и все растения, которые бывают часто вредны: и хлеб, и вода, и воздух – и все; а всему причиной грех. Грех воздвигает против человека гнев Божий, вызывает против человека суды временные и суд вечный; грех низводит на человека проклятие Божие; грех уготовляет человеку ад и вечные в нем мучения. Как же человеку грешнику – не помнить тот день, в который он освобожден от греха? Празднуй, христианин, нынешний день: но помни, что ты в этот день освободился от работы греху, освободился от работы миру и страстям. Каково было бы евреям, если бы они возвратились обратно в Египет, как и хотели этого некоторые? Каково будет тому христианину, который опять впадет в грех? Тебя Христос Господь освободил от греха тогда, когда пострадал за тебя, умер за тебя, и ты вкусил Пасху – пречистое Его тело и святейшую Его кровь; но подумай: не держишься ли ты еще сам своего греха? Не продолжаешь ли грешить? Тогда узы греха вдвое тяжелее для тебя будут, тогда трудно будет тебе сбросить их с себя. Каждый грех некоторым образом есть круг, в который если вступишь, то не возвратишься из него. Каждое возвращение на грех есть удвоение, увеличение сего круга; есть удвоение, умножение и увеличение цепей греха, в которых запутывается человек и из которых вдвое и втрое труднее ему освободиться; привычка ко всякому греху есть некоторого рода запой, от которого весьма трудно отстать. Итак, веселись, христианин, перед Богом в этот день – и ты, и сын твой, и дщерь твоя, и прислуга твоя, и сирота, и вдовица с тобой; но только воздержись впредь от всякого греха и помни крепко-накрепко, что ты был раб греха; но Господь Своими страданиями освободил тебя от этого рабства; берегись же уз греховных – они на веки сковывают. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1903. Т. 3. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle