65. В 4-ю неделю Великого поста
Чего еще не достает нам для того, чтоб нам быть святыми, то есть, вполне благочестивыми и достойными вступить в рай? По-видимому, и Христос Господь и церковь святая – все сделали для нашего вечного спасения: Господь пострадал за наши грехи так, что они нам уже не вменяются; просветил нас светом Евангелия, оживотворил Духом Святым, дал нам в помощь всесильную, всемогущую благодать Свою; убил смерть, разрушил ад; наконец, питает нас Своим пречистым телом, омывает наши грехи Своей кровью, и как бы так говорит: «умирайте теперь без страха, – Я вас воскрешу, возьму с Собой в рай, и вы будете со Мной царствовать на небе вечно». Вот что Господь для нас сделал. Что же церковь сделала для нас? Она, как бы за руку, ведет человека тем путем, который указал Христос; она объясняет и прилагает к делу все те средства, которые Господь даровал христианам: она только учит, передает и показывает, и объясняет волю Христову: как и что должно делать человеку для исполнения воли Его? А главное, что церковь постоянно указывает нам на примеры: как и кто спасался на земле, как и кто и почему погиб? Мы не станем перечислять имена всех святых, ибо каждый день в церкви читается и восхваляется жизнь или дела того или другого святого, который тем или другим образом может служить примером для нас, – мы начнем с недели мытаря и фарисея. В эту неделю из Евангелия мы усматриваем, как один человек – именно фарисей, за гордость и за самохвальство потерял царство небесное, хотя во многом был добрый человек, так как он и Богу молился и милостыню давал; а другой – будучи грешником – за великое свое смирение оправдан Богом. В следующую неделю мы видели, как Отец Небесный под образом покаявшегося блудного сына принимает каждого от души покаявшегося грешника. В неделю Мясопустную мы видели картину страшного суда Божия из прочтенного Евангелия и из песнопений церковных, дабы нас страхом суда Божия привести к покаянию. В неделю Сыропустную – мы слышали, как Адам и Ева горько плакали, изгнанные из рая сладости за один грех. В неделю Православия – мы слышали, как отступники от церкви, безбожники и все враги церкви судом вселенской церкви и словом «анафема» отсекаются от тела церкви, как гнилые члены; отламываются, как сухие ветви на лозе. Во вторую неделю св. поста вам указано на свет, который осиял гору Фавор во время Преображения Господня и который осветил всю вселенную, – также на свет, Моисея пророка озаривший: дабы нас уверить, что и наши тела и души будут сиять, освещаемые немерцающим светом лица Христова. Затем нам указана и лествица, ведущая на небо: перед ваши очи выносили крест Христов. Чего еще не достает к тому, чтобы ты, христианин, вступил в рай? Лествица есть крест Христов: тут кажется нечего более желать. Но тут-то и остановиться надобно и подумать: как по этой лествице взойти на небо; но уверяю вас, что соберите вы мудрецов всего мира, – всех тех, которые выдумали телеграфы, железные дороги, которые пересчитали, по-видимому, все звезды на небе, которые знают их величину, быстролетное бежание, даже, отчасти, состав их, – уверяю, что ни один из этих мудрецов не разгадает тайны креста. И вот святая церковь, для дознания этой великой тайны – в настоящую неделю предлагает книгу одного великого святителя, именно книгу, называемую «Лествица преподобного Иоанна Лествичника», в которой действительно все ступени на кресте, ведущие к небесам, весьма мудро написаны и объяснены, – и немного ступеней – всего тридцать; но в одном поучении их никак не объяснишь; – надобно непременно самому иметь эту самую книгу под рукой, и непрестанно читать, и уразуметь и исполнять, что там написано – и ты непременно взойдешь на небо. До ада кратка лествица – и всего две ступени имеет: впади в смертный грех – в который либо из тех грехов, которые исчисляет св. ап. Павел (Гал. 5:19–21) и умри в этом грехе – и ты верно впадешь в ад.
Преподобный отче Иоанне, моли Бога о нас. Аминь.