53. В неделю Православия и по случаю празднования восшествия на престол Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича
Среди подвигов поста и молитвы, святая церковь празднует ныне два торжества: день восшествия на Всероссийский престол Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича и торжество Православия над врагами веры Христовой.
Какое сочетание, какую связь имеют оба торжества? – Такую же, какую имеют связь государства с церковью, какую имеет связь душа с телом. Не одним ли Богом даруется власть и царям и церкви Божией? – Несть власть, аще не от Бога; сущие же власти от Бога учинены суть59, – сказал св. апостол Павел. И сколь благотворно такое сочетание власти гражданской с духовной, государства с церковью, гражданства с православием – об этом благоприлично и благовременно побеседовать в настоящие минуты.
Главное правило и руководство той и другой власти, того и другого общества есть святое Евангелие и Богооткровенное учение церкви; главная основа, на которой зиждется благодатное царство, есть истинная любовь христианская: не та любовь – плотская, языческая, которая миром проповедывается на стогнах, но дышит тлетворным духом страстей; нет, но любовь христианская, которая по словам апостола, долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит60. Когда такая любовь соединяет власть гражданскую с духовной, государство с церковью; когда она проникает в семейства, в общества, царствует во всех законах и делается душой, жизнью всех воспитательных, образовательных, гражданских учреждений: тогда государство через помазанников и избранников Божиих – управляется самим Богом, оживляется Духом Святым; тогда царство гражданское, православное, благодатное царство становится прочно, непоколебимо и бывает вековечно до того, что и врата адовы его не одолеют61. Святая церковь, в духе истинной любви христианской, благословляет царя и, низводя на него благодатные дары Духа Святого, молится о Его здравии и спасении и во всяком деле благопоспешении; а благочестивейший царь покровительствует и заботится о благе и мире церкви. Св. церковь ведет общество христиан к вечному спасению, а христиане, в духе той же любви христианской, стараются выполнять свято все догматы и тайноводственные постановления св. церкви. Церковь, как сокровищница Христовых таинств и благодатных даров, есть как бы душа государства, а общество, связуемое духом веры и любви, есть ее тело. Но может ли в этом теле не быть членов недостойных, испорченных, так сказать, гнилых? Как часто дух времени тлетворный, дух буйных страстей, вредоносно действует на тело, а от тела на душу! Что может быть доброго и прочного там, где отступают от постановлений религии, где вера слабеет, любовь скудеет, законы презираются, нравственность падает; где в семействах и обществах допускается своеволие, невоздержание и разврат; где слабеют кровные узы детей к родителям, где священный союз супружества не уважается; – там целое государство нравственно недугует и навлекает на себя гнев Божий. Впрочем, не только в недрах неправославных государств, даже среди православных христиан появлялись и будут появляться враги всякого гражданского и церковного порядка и всяких благодетельных учреждений – враги упорные, ожесточенные и неисправимые. Вот почему – как власть гражданская совершает свой суд, так св. церковь, на основании слов Спасителя (Мф. 18:17–18) и соборных постановлений, совершает ныне свой суд, если не карательный, то обличительный, однако же грозный, тяжкий и решительный; потому, что все такие ожесточенные и неисправимые враги церкви, царя и отечества – отсекаются от тела церкви Христовой и судом Православия предаются анафеме. Почему? Потому, что там, где люди отступают от правил св. Евангелия и от корня нравственного – от истинной веры и любви, там непременно потрясается основание, подпора всего государства, там впадают в такие смятения и возмущения, которые клонят к разрушению все государство, по словам Господа: всякое царство раздельшееся само в себе опустеет62. Пусть же подумают об этом те, которые не веруют в Бога во плоти на землю пришедшего, и те, которые противятся божественным истинам Евангелия, и те, которые отвергают бытие Божие, и утверждают, что мир самобытен; и те, которые не веруют во всеобщий и частный Промысл Божий; и те, которые не веруют в Пресвятую Троицу, и в Божественные свойства Отца, и Сына, и Духа Святого, и в спасение наше через Сына Божия; которые не веруют в благодать искупления, в приснодевство Матери Божией, в Богодухновенность пророков и апостолов и в их чудеса, которые не веруют в бессмертие души, воскресение мертвых, в последний суд и вечное воздаяние за гробом; не принимают св. таинств, которые отвергают постановления Вселенских Соборов, относительно почитания св. икон, праздников и постов; которые не признают власти царской от самого Бога, по особливому к царям благоволению Божию. Говорим, что все такие и подобные им враги церкви и государства, судом Православия – предаются ныне анафеме.
Правда, что св. церковь непрестанно молится о просвещении и вразумлении врагов ее и отечества и за нетяжкие грехи подвергает только запрещению и временному отлучению, но когда видит во врагах своих упорство, ожесточение и нераскаянность; тогда она такой гнилой член, который может заразить все тело – властью, от самого Иисуса Христа данной и преемственно переданной ей через св. апостолов – навсегда отсекает и отлучает: сухая ветвь сама собой отпадает, и гнилой член не может уже долее держаться без вреда для всего тела. Пусть иной скажет, что такой суд св. церкви не есть окончательный, решительный; да, у Бога много милости, да и св. церковь, как мы сказали, прилежно молится об обращении заблудших; ибо будет еще другой суд – суд страшный, решительный и окончательный, на котором грешники нераскаянные подвергнуты будут не временной анафеме, но вечному проклятию самого Бога; не временному отлучению, но вечному разлучению с праведниками и вечным мучениям ада; однако, не Тот же ли самый Судия праведнейший, Который как Глава тела церкви, невидимо пребывает в церкви – здесь, будет находиться и там, на том страшном суде, когда явится на облаках небесных? Чье же пречистое тело и пречистую кровь принимаешь ты, православный христианин? Сей вечный Судия, Который всегда был и всегда будет, будет судить некогда и всю вселенную, и нас с тобой! Поэтому, суд св. церкви, с одной стороны, есть суд величайшей важности, а с другой – великой любви к ближним, жалким отступникам веры, которые если уже ничем другим, то строгостью суда вселенской церкви могут подвигнуться к покаянию. Как часто и преступник, наказываемый судом гражданским, приходит в чувство раскаяния и проливает слезы, и если даже умирает физически, то не умирает нравственно; потому именно, что луч благодати коснулся к его сердцу, и он прощается, если не человеками, то всемилостивым Богом, если не в сей, то в будущей жизни, на всемирном суде Божием, – милосердие Божие не имеет пределов. Как власть гражданская, и власть церкви есть единосоставная, то может ли враг церкви не быть врагом отечества, и враг отечества не быть врагом церкви? Могут ли подобные несчастные члены государства не быть вредными и даже крайне опасными не только для церкви, но и для всего государства, каковы были лжецаревич Отрепьев, Иван Мазепа и подобные? Спросите: отчего злостраждут западные государства? Оттого, что они терпят у себя подобных членов и покровительствуют им гражданскими законами. О, как часто гнев Божий видимо воспламеняется среди таких государств и опустошает их пожаром, войной и взаимным убийством.
Да будет благословенно Богом царство Христово, царство Русское и православное, неуклонно пребывающее в православной вере и любви своих предков! Да благословит Господь нашего Благочестивейшего Царя Александра II-го и дом Романовых, любящих и почитающих святую, соборную и Апостольскую Церковь. Аминь.
* * *