Источник

47. В четверг 1-й недели Великого поста

Подумать грешное умом, значит уже осквернить душу; коснуться ко греху, значит и тело осквернить и душу; но сделать грех, значит взять на совесть такую тяжесть, которая тяжелее всех вещей; и снять оную с человека не может никакой ангел, никакой святой, – один Христос Господь может снять ее. Но надобно понимать, чувствовать эту тяжесть, эту великость греха, разуметь его всю ядовитость. Он мучит совесть, он палит сердце, он не дает покоя человеку. Человек когда долго грешит, то не чувствует его тяжести, как тот, кто долго носит на себе какую кладь, бремя. Чтоб чувствовать всю тяжесть греха, надобно долго поститься, молиться, размышлять и видеть из Евангелия и писания святых: «как велик твой грех и как Бог за него людей наказывал»? Самый верный знак того, что грех тебе не прощен – есть тот, если ты не отстаешь от него. Так, человек, у которого болезнь и по излечении опять является, еще не излечился от болезни. Тот чувствует всю тяжесть, всю вину греха, кто тотчас бежит к духовнику на исповедь, а не запускает грех, не дает ему укорениться, – тотчас вырывает эту змею, это жало греха из своей совести. Потому-то в монастырях ежедневно исповедываются, и даже несколько раз в день: каждый раз, когда грех прикоснется к мысли монаха или к его сердцу, особенно, если долго не оставляет его в покое. А мы грешим и думаем: «авось пройдет, авось перестану грешить»? А диавол все сильнее и сильнее раздувает искру похоти, все более и более опутывает человека дотоле, пока человек не привыкнет ко греху, дотоле, пока человек даже не станет считать его за грех. Сам же видишь, что через грех делаешь опущение по службе, сокращаешь молитву, ленишься ходить в церковь; сам видишь, что болезнь вкралась в семейство, нападки и несчастье от людей; – ты все это видишь, но представляешься, как будто не видишь, – мучишься, страдаешь, но терпишь; – смотришь – совсем растерялся, сам заболел, смерть над головой: вот тут-то окружают грешника все муки совести, все тяжести греха, является вся жажда спасения. Говорят: тяжела и мучительна бывает жажда у человека, когда он заблуждается на знойных, песчаных степях, где от жары человек задыхается; песок под ногами как раскаленное железо, воздух горяч, как пламень в печи, солнце печет сверху огнем. Еще большая жажда, говорят, у того, кто на войне потеряет руку или ногу и истекает кровью; но грешник умирающий, говорят, еще больше мучится жаждой спасения, прощения во грехах. Тут-то премилосердый Искупитель Христос Господь является к грешнику кающемуся невидимо, к тому кающемуся, который до сего времени мог проливать обильные слезы; является в образе пастыря церкви, который приносит ему утешение, разрешение и великое для души облегчение. И блажен тот, кто успеет с чистой совестью принять святые Тайны и совершенно примириться с Богом и со всеми обиженными ближними. Вот почему, говорю, заранее говей, заблаговременно переставай грешить, и спеши очистить грехи свои постом, молитвой, милостыней и покаянием.

Господи! помоги всем нам в великом деле нашего спасения. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1903. Т. 3. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle