Источник

45. В среду 1-й седмицы святой четыредесятницы

«Говеть ли мне или не говеть?» – думает иной грешник. – «Говеть бы – да рано еще начинать – пост длинный: еще успею, еще много времени». Говеть и отговеть ты, быть может, успеешь, но перестанешь ли грешить? Получишь ли от твоего говения вожделенный плод духа; пожнешь ли плоды благодатной жизни, – воссияет ли в душе твоей свет истинного Боговедения; победишь ли ты всех душевных врагов; возвратишь ли ты всю любовь, все милости и щедроты Божии; включен ли будешь в число праведников? – Все это получишь ли при кратковременном, скором и нерадивом твоем говении? Нет! в древние времена христиане начинали говеть с утра первого понедельника, – продолжали до чистого четверга, и тогда только приобщались, когда церковь воспевала песнь: вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими52, и проч.; то есть, в тот самый вечер приобщались, в который преподана была Господом нашим Иисусом Христом Тайная Вечеря святым апостолам – перед самыми страданиями Христовыми; а иные христиане приобщались и на самую св. Пасху, так как Пасха наша есть Христос; а некоторые в продолжение поста приобщались три и четыре раза; многие в каждую субботу и в каждое воскресенье. А ты собираешься всего раз приобщиться в великий пост, – да еще как? Наскоро, как-нибудь, начиная говение со среды или четверга, на той или другой неделе.

О, если бы ты все это слышал, понял и разумел, что читается во время всей св. четыредесятницы? Но у тебя терпение на это не стает. Всю почти библию и все почти Евангелие прочитывают в продолжение св. Великого поста; а псалтирь раз несколько прочитывается. Все, что Бог сделал для человека от сотворения мира; все попечение и домостроительство о спасении человека в этот пост в книгах описывается и представляется, как бы на огромной картине, которая освещается и украшается как бы некоторыми чудными цветами многоразличных, трогательных и дивных песнопений, составленных Богодухновенными отцами церкви. Кажется, если бы иной грешник имел каменное сердце, то и такое сердце, как воск, растает от сих благодатных песнопений.

Испытай хотя однажды в жизни, да послушай, да потрудись, да походи ежедневно в церковь, начиная от последнего дня масленицы до самой св. Пасхи; а там от Пасхи уже начнутся торжественные песнопения и молитвословия до самого Вознесения. Но при слышании всего этого необходим пост, и пост строгий, дабы плоть умолкла со своими страстями, и дабы пламенел один дух твой к Богу. А ты спешишь отговеть кратко и наскоро, и как-нибудь: оттого-то после говения опять восстают на тебя все враги душевные, все устарелые похоти и страсти, и ты остаешься неочищенным, неоправданным перед Богом, и опять весь год валяешься в блате грехов и беззаконий. О, жалкое твое говение! О, несчастное твое спасение!

Господи! вразуми христиан и настави на путь истинного говения и спасения. Аминь.

* * *

52

Молитва Иоанна Злат.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1903. Т. 3. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle