Источник

44. Во вторник 1-й седмицы святой четыредесятницы

Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче.

Еще в раю открыл Бог двери покаяния, как только первые человеки согрешили; но жаль, что они не вошли в эти двери, не покаялись, не сказали: «Господи! прости нам – мы виновны, мы согрешили перед Тобой»; но стали обвинять друг друга: Адам указывал на Еву, как на виновницу греха, а Ева на змея. За то понесли наказание от Бога. Открыты были эти двери и перед потопом: сто двадцать лет ходил праведный Ной и призывал людей к покаянию, но никто его не послушал, и все погибли в потопе вод. Пророк Иона в великом граде Ниневии проповедывал покаяние, и поверили ему человеки, и в три дня покаялись и – не погибли. Проповедывал покаяние Иоанн Креститель и Сам Господь: и одни покаялись, а другие, и большая часть иудеев – не покаялись, не вошли в двери покаяния. Вот вошли в двери покаяния два человека – мытарь и фарисей: мытарь же вышел оправданный, оставил в церкви свои грехи, а фарисей еще более набрался грехов в церкви, или лучше – наделал грехов, похвалившись своими постами, молитвами и милостынями перед Богом и осудив мытаря. Вот и вы, христиане, входите в церковь Божию не для чего иного, как для покаяния и умилостивления Бога о грехах своих. Но – одни из вас, не сомневаюсь, выходят из церкви чисты от грехов, как мытарь, а другие, по примеру фарисея, несут грех из церкви в дом свой. Кто из нас молится со смирением или с воплем крепким, воздыхая и проливая слезы, и не осуждая ближнего, тот выходит из церкви оправдан, по примеру мытаря; а кто тщеславится своей молитвой или тем, что он много свечей перед иконами поставил и милостыни много подал, и стоял впереди других и, озираясь, осуждал ближних своих, – такой понесет домой осуждение вместе с фарисеем.

Отчего же так, что все христиане входят в церковь, вступают в двери покаяния, а не все выходят из этой покаянной храмины чистыми, оправданными? Оттого, что не у каждого кающегося отверзаются двери сердца, в которые Господь стучит; не каждый открывает перед Богом всю свою душу, а чаще человек указывает Богу на белую часть души, на добрые свои дела; а черные дела, грехи тайные и великие сокрывает от Бога; на спицу указывает, а бревно прячет, так, что Бог не видит в нем покаяния, не видит полной откровенности во грехах.

Богу не для чего указывать на свои добродетели; Он их знает и без нашего указания, без нашего хвастовства ими; Бог желает, что бы ты Ему всю черноту души твоей показал; все язвы душевные открыл и просил бы у Него помилования, дело Божие прощать, если ты просишь помилования, врачевать тебя, освящать, просвещать, омывать: омыеши мя и паче снега убелюся51, сказал пророк. Смотри же: двери покаяния открыты для тебя всегда, – откроешь ли ты Богу все грехи свои? Смотри, не стыдись, когда приходишь на суд Божий, или на исповедь, – ты не стыдился грешить, так не стыдись же и говорить; – виноват, так виноват. Хуже же для тебя будет, когда Сам Бог откроет срамоту твою перед целым миром; тогда ты онемеешь от стыда и посрамления, но прощения и помилования тебе уже не будет, а одна укоризна, обличение, осуждение, проклятие и вечные муки.

Господи! открой нам наши сердца и утробы теперь, пока мы можем принести истинное покаяние. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1903. Т. 3. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle