34. В ту же неделю
Есть болезни телесные такие, которые поражают не одного человека или юношу, или дитя, но многие сотни, тысячи. Такова была у нас холера, такова ныне оспа, которая, как некоторым пожаром, охватила детей во всех почти землянках, в домах бедняков. Впрочем, это болезни телесные, но есть болезни душевные, которые вкрадываются в сердца человеков, – болезни такие, которые увеличиваются с каждым годом и уже никогда не прекращаются. Я не говорю об умножающемся между христианами пьянстве, о роскоши, о корыстолюбии, о безумной моде в одежде, особенно женской: эти язвы, кажется, с годами могут уменьшиться; я хочу сказать о такой язве и такой душевной болезни, которая не так-то и приметна для многих; но эта болезнь с каждым годом возрастает и от нее умножаются все прочие душевные болезни; – я говорю о непокорности детей родителям. Дети, повинуйтеся своим родителям в Господе; – почитай отца твоего и мать35 – заповедал Бог, как в древние времена через пророков, так и через апостолов, и какая награда за сие обещана? – Долгая и благополучная на земле жизнь. Кажется, довольно и этой награды за повиновение родителям: за это ты долго и счастливо проживешь на свете. Удивительно, что сия заповедь строго соблюдается у китайцев, японцев и многих народов, а в древние времена за противоречие и оскорбление родителей, дети побивались камнями. И что ж? Между одними христианами сия заповедь не выполняется в настоящие времена. Чтобы доказать это, мне следовало бы только указать на весьма многих отцов и матерей, которые проливают слезы от непокорных и обидчивых детей.
Ты его одеваешь, кормишь, тратишь деньги на него, чтобы его образовать, просветить науками и сделать счастливым; а он платит тебе непослушанием, упорством, иногда пьянством и развратом. В наши старые годы не только говорить – присесть мы не смели перед лицом родителя. «Да, где страх, там и Бог», – говорили наши отцы. А теперь отец и мать стой перед детьми. О настоящей, тайной и главной причине такой распущенности и разнузданности детей мы не станем говорить; – довольно вам сказать то, что дохнула на нас западная цивилизация, показались между нами западные люди и книги, – и почитание родителей рухнуло между нами; в суд тянет сын отца, а дочь – свою мать. Наши дети сделались несчастнее самого евангельского блудного сына.
Что делать? Как лечить эту язву душевную, язву повсеместную? – Если дети такие, какие же будут внуки и правнуки? Если дети не покоряются воле Божией и воле родительской, то кому и чему они покоряются? Они покоряются таким же своевольным детям и развратным советникам, как сами; дети наши не хотят быть сынами света, а чадами тьмы, рабами диавола, рабами обычаев мира и орудием всех буйных страстей. Удивляться ли всему этому, если множество самих отцов и матерей переменилось в своих христианских нравах и обычаях? Могут ли дети тебя слушать, если ты Бога не слушаешь, закону Его не повинуешься, сам в грехах утопаешь? Многие из родителей и детей совершенно отпали от церкви, уклонились от заповедей евангельских, от постановлений церкви – так, что и посты, и праздники – и все святое подвергается забвению, нерадению, презрению и поруганию.
Боже, Боже! вразуми нынешних родителей и детей – да уразумеют они свое несчастье. Аминь.
* * *