Источник

28. В ту же неделю

Боже, милостив буди мне грешнику. (Лк. 18:13).

Кратка молитва мытаря, да услышана Богом; услышана Богом потому, что сильна; сильна потому, что отворила двери милосердия Божия, подвинула Бога к прощению его грехов, очистила все грехи его и отверзла ему двери рая. Откуда мы знаем, что ему Господь простил? – Оттуда знаем, что Сам Христос сказал, что мытарь оправдан, то есть очищенный от грехов, возвратился в дом свой. Отчего молитва его была сильна? – Оттого, что он из глубины души и от всего сердца молился. – Он стоял при дверях храма, стоял, быть может, на коленях, стоял смиренно, стоял углубленный в свое сердце, наполненное грехами и устрашился своих грехов: не мог очей возвести на небо, ибо боялся грозного правосудия Божия, видя, что он достоин только тяжкого наказания, но не помилования, предоставив на волю Божию наказать его так, как Ему благоугодно будет. Воздыхал только он и плакал, ибо ясно видел, что над его головой висит кара Божия. Кто из грешников кающихся ни пожелал бы только одного помилования? – Кто ни пожелал бы от Бога всякого наказания, только бы избавиться от сего одного – от вечной погибели? Но до сего желания может дойти только тот, кто сознает, почувствует и ясно увидит все грехи свои.

Вот и мы, христиане, часто бываем во храме Божием и молимся Богу; но молитва наша больше похожа на молитву фарисея, нежели на молитву мытаря. Почему? Потому, что стоим впереди других, а не при дверях церкви, стоим на ногах, а не на коленях; телом стоим в церкви, а душой, и мыслями носимся невесть куда; устами будто молитву читаем, а очами взираем на людей; стоим, но не разумеем и не слышим, что в церкви читают и поют; стоим, но не видим своих грехов, не плачем, не воздыхаем, не имеем смирения; не кратко и разумно молимся, но продолжительно и неразумно, рассеянно: не углубляемся разумом в слова нашей молитвы; не о молитве думаем, а о своих делах житейских. Иной всю обедню простоит, не перекрестясь по-христиански, тогда, когда нужно чаще креститься, да креститься с благоговением, с разумением смысла каждой молитвы, каждого песнопения, помня, что крест отгоняет от нас всякие грешные мысли и желания и всю силу вражью. С Богом говоришь, когда молишься, – как же не понимаешь слов молитвы, которыми говоришь с Богом! Не видно в тебе страха Божия, не видно благоговения, не видно душевного настроения. Помни, что в доме Божием стоишь, перед лицем Божиим стоишь, где все святые ангелы на тебя смотрят. Кратко, говорю, надобно молиться, но разумно и с чувством, и благоговением, и страхом; «Боже, милостив будь мне грешному!» – «Царице небесная, Мати Господа Вышнего, – умоли Сына Твоего и Бога, чтобы Он простил мои прегрешения!» – «Св. отче Николае! Св. отче Митрофане! все Святые! умолите Бога за меня, – да помилует Он меня, да простит все мои тяжкие грехи, да избавит Он меня от вечных мучений ада, да сопричислит меня к лику святых».

Таким и подобным образом молись, и ты будешь молиться в духе мытаря, прощенного и помилованного. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1903. Т. 3. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle