Источник

128. О попечении о грехе ближнего

Я прежде говорил, и теперь говорю, что никогда мир не исправится от грехов, если мы не станем смотреть друг за другом. Ты говоришь: «какое мне дело до другого, только бы я не грешил»! Да уже тем ты грешишь, что себя считаешь безгрешным. Нет у тебя явных грехов, а тайных и не оберешься. Во-вторых, смотреть на тяжкий грех ближнего и не говорить ему, чтоб он исправился – значит не любить ближнего; а не любить ближнего – значит быть преступником закона Божия, значит – не знать Бога и Бога не любить. А кто Бога не любит, тот и гроша не стоит. Вот ты смотрел, как человек бился двое-трое суток на льду и утонул, а ты не спас его от смерти. Я тебя за это не обвиняю, потому что если бы ты и бросился его спасать; то и сам, быть может, погиб бы и не избавил бы его от смерти; да ныне и не найдешь таких, которые ради спасения ближнего жертвовали бы своей жизнью. Но когда ты видишь ближнего, ежедневно приходящего в корчму и напивающегося; когда видишь беззаконно живущих и распутствующих, и ни одного слова не говоришь к их исправлению, и никаких мер и средств не употребляешь к тому, чтобы вырвать своего брата или сестру из пасти диавола, освободить из пропасти греха, то в таком разе ты сам преступник; потому именно, что ты не любишь ни ближнего, ни Бога. Почто же ты бежишь тушить пожар, когда видишь, что не вдали от твоего дома загорелся дом соседа твоего? Ты знаешь или видишь, что, по направлению ветра, пожар может дойти и до твоего дома; так ты стараешься предотвратить эту беду. Но потерять дом разве большая беда, нежели допустить душе, за которую пострадал Сам Христос, погибнуть в геенне огненной? Ты боишься, чтоб огонь не дошел до твоего дома, а не боишься того, что гнев Божий, через одного нераскаянного грешника, может дойти и до тебя и пасть на главы многих? Ведь грех страшная зараза. Не от таких ли примеров соблазнительных заражаются души детей и молодых людей? Знаешь ли ты, что с ними будет? А Бог предвидит, что с ними добра не будет, – и иногда целую улицу, весь поселок, всю деревню, город, даже целое государство губит за грехи одного человека, именно через одного нераскаянного грешника – простой ли человек или не простой; и иногда за грех, например, царя целое государство поражает страшными казнями. Согрешил Давид – и в три дня ангел смерти истребил семьдесят пять тысяч человек. Согрешил Ахав – и три года и шесть месяцев поражали царство Израильское голод и засуха. Разве ты не знаешь, что всякая мысль грешная оскверняет душу; а сколько соблазнов производят скверные и грешные слова пьяницы, развратника, ругателя, сквернослова и проч.? А Бог говорит: «лучше на свет не родиться или в море утопиться, нежели соблазнить ближнего своего». А ты не хочешь унимать пожар этих соблазнителей, этих развратников, этих ругателей? Одни питейные и развратные дома сколь великий навлекают на нас пожар гнева Божия! Итак, не спрашивай: почему Господь послал неурожай; почему зимы нет; почему холера, тифозная горячка, оспа, падеж скота, погибель и проч.? – все это потому, что мы не смотрим за грехами ближнего; не стараемся их исправлять; не любим ни Бога, ни ближних; а только сами себя любим, – горды, надменны, слепы к грехам наших ближних. И если бы мы не были самолюбивы и горды, а были бы внимательны к нашим собственным грехам – о! сколь строго смотрели бы мы за собой и за своими ближними: их грехи мы взяли бы на себя и молились бы за них – как за наш собственный грех; их болезнь была бы нашей болезнью, их погибель мы считали бы своей погибелью.

Господи! вразуми нас о грехе нашего ближнего. – Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1903. Т. 3. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle