125. В неделю 3-ю по Пятидесятнице
Светильник для тела есть око. (Мф. 6:22).
Мы удивляемся, когда дитя или берет неосторожно нож и обрезывает себе руку, или касается огня и обжигается; но еще более удивляемся тому, что мы – взрослые – сами себе причиняем величайший вред от каждого греха: не бережемся и не боимся греха, тогда, когда каждый грех показывает: во-первых, темноту нашего разума и совести, а во-вторых, – непременно и неизбежно наказывается еще в настоящей жизни. Что действительно душа делается мрачна, то есть, наш разум и совесть, если мы согрешаем и не сохраняем себя от греха, это ясно говорит в нынешнем Евангелии Христос Господь. Который сказал: «светильник для тела есть око»; – то есть, для того, чтобы видеть чистоту или нечистоту тела, для сего даны нам не одно, но два ока, – и если око наше не засорено, не помрачено, то мы можем ясно видеть на себе всякую нечистоту и непорядок в одежде и на теле; а если око помрачено, то ничего на себе не увидишь; так и для души дано око ума и око совести: если они не помрачены грехом, то ты все будешь видеть в душе своей: все ошибки, недостатки, заблуждения; а помрачил ты свой разум грехом – ничего грешного в себе не усмотришь; «светильник для тела есть око; итак, если око твое будет чисто; то все тело твое будет светло». То же надобно разуметь и о душе. Причина: почему человек иной предается гордости, пьянству и разврату и другим беспутствам? Потому, что у него око разума и совести помрачено, потемнено, закрыто. Положение слепца всякого, лишенного телесных очей, жалостно; положение грешника еще жалостнее – потому именно, что каждый грех еще в сей жизни наказывается. И чем именно грешник грешит, тем и наказывается. Известно, что у пьяниц от горячих напитков делаются сперва во чреве, и потом в самом горле раны, которые препятствуют принять святейшее таинство, – это последнее наказание грешнику на земле, а после смерти, конечно, вечная погибель его ожидает. Сколько распутных видели, у которых самая согрешающая часть поражена была ужасной и известной болезнью – раком. У одного любостяжателя рука покрыта гнойными струпьями тела. Так, теми или другими болезнями поражаются сластолюбцы, сребролюбцы, гордецы, завистники, гневливые и другие грешники. Но чаще всего наказывается часть тела согрешающая, – та часть, которой ты с особенным усердием служил, угождал, грехом награждал, – та самая часть тела тебя и наказывает болезнью, от той ты именно и страдаешь; бывает и то, что Господь иногда наказывает грешника и чаще грешниц беснованием, и все это для того, чтобы вразумить грешников, исправить, отвратить от греха.
Не так же ли Господь наказывает всегда человека за неисполнение святых Его заповедей? Сколько примеров видим, что незаконнорожденное дитя делается бичом матери за нарушение седьмой заповеди, в которой сказано: не прелюбодействуй. Как часто делаются дети ворами – потому только, что родитель их сам нарушил заповедь Божию, в которой написано: не укради. Одному диакону, пишется в житии преп. Симеона, подбросили убитого человека, и сего диакона уже осудили судьи на смерть. Преп. Симеон помолился, и Бог указал на убийц, и еще помолился, и было открыто ему, что диакон подвергся сему злостраданию за то, что отказал двум нищим в милостыне тогда, когда у него было что им дать. О, христиане! имейте эти примеры в уме и престаньте от грехов, пока еще Бог вас явно не наказывает: храните чистоту ума и совести. Если омрачите все силы души мраком грехов, то по смерти вечная тьма покроет вашу душу. Господи! просвети души наши и спаси нас. Аминь.