Источник

119. На третий день св. Пятидесятницы

Все напоены одним Духом, – каждому дается проявление Духа на пользу. (1Кор. 12:7, 13).

Первые времена христианства были столь обильны и богаты дарованиями Духа Святого, что каждый почти христианин говорил на разных языках, каждый пророчествовал, каждый творил чудеса. Теперь же все дарования Божии оскудели между нами. Пусть некоторые дарования, как-то: знание многих языков, пророчества и чудотворения – ныне не столько необходимы, как прежде, хотя по нужде чудотворения и теперь совершаются силой Божией. Но есть дарования Божии столько необходимые, что без них христианство не может называться христианством, и не может существовать. Мы все напоены одним и тем же Духом Святым, и теперь каждому дается проявление Духа на пользу, как сказал апостол. Остается только молить и просить Господа об этом. Каких же дарований Духа Святого не усматривается между нами, тогда, как они весьма необходимы – особенно в настоящее время? Оскудели между нами следующие дарования Духа Святого: дух веры, дух любви, дух молитвы, дух благочестия, милосердия; дух мира и согласия, дух единодушия, единомыслия и единоглаголания; дух послушания и смирения, дух терпения и благожелания друг другу. Теперь в одних вера весьма слабая, а в других вовсе ее нет. От сего умножается между нами неверие, безбожие, гордость, самонадеянность, между нами совершенно оскудела любовь; от сего родились ненависть, недоброжелательство и постоянные раздоры между родными и чужими: без любви истинной, благодатной – человек, по апостолу, медь звенящая и кимвал звяцаяй152. Оскудел между нами дух молитвы, ибо одни наружно только молятся Богу, а другие вовсе не молятся: оттого-то и не получаем ничего от Бога по нашему прошению; оттого-то и дождя у нас теперь нет. Между нами оскудел дух благочестия и милосердия; ибо праздники не почитаются, посты нарушаются, сострадание к несчастным ближним никакого нет: всякий себя только знает. Между нами нет духа мира и согласия: оттого в семействах и обществах раздоры, разногласия, противоречия, разномыслие; а это не есть дух христианский, – это приятно одному диаволу. У нас один дух должен быть с Господом и во всех нас один образ мыслей, одно настроение духа, одна речь, а у нас – сколько голов, столько умов, столько образов, мыслей, речей, чувствований, желаний, требований, стремлений, путей. Нет у нас духа смирения и духа послушания: каждый младший не повинуется старшему, каждый тщеславится и следует своей развращенной воле; никто не покоряется ни Евангелию, ни заповедям, ни внушениям старцев благоразумнейших. Что может быть доброго от этого? Нет у нас и терпения и благожелания друг другу: от сего судимся в судах, ненавидим друг друга, осуждаем, угрожаем друг другу. Дух корыстолюбия и любостяжания теперь обуял всеми и каждым; страсти самые жалкие: нетрезвость, разврат, гордость, самочиние, самомнение, неблагоуважение друг другу, непочитание старших; всякий думает и делает по-своему; дух истинного христианства совершенно оскудел между нами. О сем-то мы должны подумать и непрестанно умолять Духа Святого, чтобы Он приложил нам веру истинную, веру православную, даровал бы огнь любви истинной, дабы она возрастала у нас изобильно, – дабы не только Дух Сам молился в нас воздыханиями неизглаголанными, но и нас самих научил молиться – дабы Он даровал нам дух единомыслия, единодушия, смирения, кротости и послушания; дабы мы не оскорбляли Его до конца нашей грехолюбной жизнью. Как елей подливаем в лампаду, чтобы горела, так нужно умножать елей добрых дел и благодатной жизни. Душе Святый, Утешителю благий – даруй нам дары Твои благодатные, оскудевшие в сердцах наших; царствуй в наших умах и сердцах – и исполняй нас всякими дарами Твоими и не лиши нас небесных Твоих благ. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1903. Т. 3. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle