Источник

11. В навечерие Богоявления, перед освящением воды

Возблагодарим милосердого Господа, что Он ежегодно ниспосылает Духа Святого на воды наши и освящает их. И море, и суша, и люди, и твари нуждаются в благодати Духа Святого; без Духа Святого давно бы эти поля превратились в пустыни, эти моря высохли бы, люди и твари истреблены были бы какой-нибудь смертоносной болезнью. Но вот нисходит на землю Дух Святой и все оживляет, освящает и дает жизнь всякой твари. О том только скорбишь иногда, что христиане без всякого благоговения и страха приступают к этой святыне и почерпают ее при спорах и брани между собой, а также о том, что они не умеют пользоваться святой водой так, как этого требует святыня.

Спрашиваю: с чистым ли сосудом пришел ты за святой водой? Если для того, чтобы сохранять какое-нибудь пахучее масло – ты стараешься добыть чистый сосуд; то для сохранения величайшей сей святыни – сколь должен быть чистый у тебя сосуд? Неужели на это святое дело употребишь сосуд, из которого ты пьешь какой-нибудь хмельный напиток? Избави Бог это сделать: это значит ругаться над святыней; только чистый сосуд или такой, в котором уже прежде хранилась святыня должен быть употреблен для святой воды. А вы, с чайниками, с кофейниками, с ведрами, бросаетесь на воду без страха Божия, без уважения к святыне, без благоговения, с бранью, говорю, с рвением, наперебой один другому. Ах! какое ты показываешь небрежение, неуважение к величайшей святыне! Да еще где и как ты хранишь ее в своем доме? После этого я не удивляюсь, что она у тебя скоро может испортиться; особенно, если ты дозволяешь каждому касаться нечистыми устами к твоему сосуду.

Как ты должен употреблять эту святыню? Заболел кто у тебя – дай испить святой воды с верой – и больной выздоровеет; нечисть какая завелась в доме – сей святой водой окропи свое жилище; болезнь ли напала на скотину домашнюю – окропи, и болезнь прекратится; не идет в ход твое честное ремесло – окропи его святой водой. Сей святыней врага усмиришь, диавола прогонишь. О! если б ты имел великую веру и с великим благоговением пользовался сей святыней; то я не сомневаюсь, что все невозможное для тебя сделалось бы возможным! Для верующего все возможно12, сказал апостол. Жажду утолить, голод унять, сад оплодотворить и очистить поле от вредных насекомых – все это возможно сделать через употребление сей святой воды.

Спросите: отчего у нас бывает неурожай, отчего смертоносные болезни, отчего скудость во всем? От оскудения веры и от неумения пользоваться святыней. Многие пристрастились к разным напиткам, а святой водой никто не старается благовременно пользоваться. Благодать Божия, спасительная всем человекам13 для всего и для всех является в чрезвычайном обилии ежегодно в нынешний день; но – сколь мало приходящих за этой святыней, и то одни дети, – а прочие где? Но пройдет несколько дней – и забудут христиане вовсе об этой святыне. И если бы священнослужители не окропляли бы ваши дома, то вы сами и не вздумали бы об этом.

Да вразумит вас Господь; да просветит, да очистит вас и ваши жилища от всякой нечистоты. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1903. Т. 3. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle