Источник

106. На тот же день

Не имам человека. (Ин. 5:7).

Вот что сказал больной, расслабленный человек, – вот какие слова проговорил тот, который тридцать восемь лег лежал при купели Силоамской, выжидая случая и высматривая человека, который благовременно погрузил бы его в купальню, и он выздоровел бы. На вопрос Господа: «хочешь ли выздороветь? – он по привычке отвечает: не имам человека; ибо тридцать восемь лет повторял: – нет у меня человека, благодетеля, который погрузил бы меня в купель: не имам человека». Но – теперь перед ним стоял не человек, но Богочеловек. Теперь можно было ему сказать : «доселе ты не имел человека, а теперь пришел на помощь сам Бог». Действительно – надежда на человека часто бывает суетна: однако человеки не возлагают надежду на Бога, Которого не видят, а на человека, которого видят. «Отчего ты так беден?» – спрашиваешь иногда человека бедного, – он отвечает: не имам человека; – не имею человека, который помог бы мне деньгами». Отчего ты так долго болеешь? «Не имею человека, который мог бы меня вылечить». «Отчего же ни ты, ни он не обращаетесь к Богу за помощью». – «А я уже и Богу молился, да ничего не помогает». – «Где же твоя вера? А верующему вся возможна суть». – «Теперь не те времена», – говоришь ты. «Какие теперь времена»? – «Такие, что ты хоть с голоду умирай, хоть живой полезай в гроб – никто тебе не поможет». – «Разве не Тот же Бог, Который и прежде был? Не одни ли времена, какие и прежде были?» – спрашиваешь. Времена неизменчивы, а люди и события на земле изменяются; но какое нам дело до людей? От нас требуется вера в Бога – крепкая, молитва теплая, надежда непоколебимая. И если мы будем иметь веру даже столь малую, как зерно горчичное; если мы не перестанем умолять Господа и полагать на Него непременную надежду: то Он никогда нас не оставит.

Не имам человека; – ты не имеешь человека, зато имеешь Бога, помощника себе, и если ты будешь надеяться на милосердие Божие, то Господь никогда тебя не оставит. Нельзя, чтобы человек не имел нужды, так же, как нельзя, чтобы человек чем-нибудь не согрешил перед Богом. Грешен ты? Перенеси же великодушно, с терпением и со смирением, болезни, горести семейные, нужды, потери, лишения и недостатки. Если ты, при своем несчастии и злострадании, оскорбляешь Бога, то удивительно ли, если при благополучной жизни станешь оскорблять Его? Ты хочешь во всем иметь избыток, изобилие, всегда быть здоровым и благополучным; – то есть, ты хочешь всегда быть грешником? Ибо, при благополучии тела нашего и состоянии, не всегда бывает благополучна наша душа. Почто ты называешься христианином, если желаешь, чтобы путь жизни твоей был всегда усеян цветами? Не указал ли Господь на путь тернистый, на путь крестный, когда призвал нас к вечному спасению? На небе наше благополучие, а не на земле. Но у тебя нет терпения, – ты говоришь, что ты имеешь тело, что ты слабый человек. Слабый! Отчего ты сильный и смелый и дерзкий на грех? Отстань от греха, и тогда всего для себя у Бога требуй. Кто кормит воробья и алчного ворона, тот и тебя, сотворенного по образу и по подобию Божию, прокормит и все необходимое пошлет. Не имам человека: не имеешь человека, зато Бога имеешь помощника, – Он знает, что для тебя полезно и что вредно: здоровье или болезнь, бедность или богатство. Поэтому, так к Нему молись: «о, Боже! хотя я не имею человека помощника, зато имею Тебя – своего Помощника и Спасителя – в жизни, в смерти и после смерти». Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1903. Т. 3. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle