105. В неделю о расслабленном
Господи, человека не имам, да егда возмутится вода ввержет мя в купель. (Ин. 5:7).
Жалуется расслабленный Господу, что он, пролежав при купели Силоамской тридцать восемь лет, не встретил человека, который погрузил бы его в купель, при возмущении воды ангелом: Господи, человека не имам, да егда возмутится вода, ввержет мя в купель.
Купель эта, действительно, была чудотворная: каждый год слетал с неба ангел и возмущал воду, и кто первый опускался в воду, тот и выздоравливал. Больной расслабленный 38 лет ожидал этой благодатной минуты, но – или слишком болен был, или безродный, или такое уже было его несчастье, что он не мог во столько времени воспользоваться целебной водой. Да и болезнь его была весьма упорная, – 38 лет был болен. То-то и горе: если бы он в Боге искал помощи, то давно бы ее нашел, а то доселе надеялся только на помощь людей; – но не так ли и теперь это бывает? Вместо того, чтобы прежде обратиться к Богу с молитвой – больной предварительно ищет помощи у врача. Да почему же и не пользоваться советом благоразумного и благонамеренного врача? Бог сотворил и врача и лекарство. Но первее всего надлежит обратиться за помощью к Богу; затем обратить все внимание наше на наш грех, который причинил ту или другую болезнь: прежде принеси покаяние во грехах, приобщись святых Таин, воспользуйся советом духовника, попроси благословение на приглашение врача, – и, вырвавши из души корень болезни – грех, – пригласи и телесного, земного врача; тогда легко получишь исцеление. Но какой исход будет твоей болезни: умрешь ли ты или не умрешь, – предоставь это воле Божией: Он один знает, что полезно для нас, – жизнь или смерть. Многие больные получают исцеление в храме Божием, но не все, – ибо не все решаются навсегда отстать от греха; а это Господь предвидит и не подает помощи. Не важное дело получить исцеление от болезни; но весьма важное дело отстать от греха. За болезнь Господь судить тебя не будет, а за грех будет судить. Вспомни: сколько раз ты был болен и давал Богу обещание более не грешить; а выздоровевши – ты опять бросился на грех; но долготерпение Божие истощится наконец. Господь предвидит, что иной будет грешить до смерти, а потому преждевременно прекращает его жизнь. Грех упорнее самой болезни: иной от болезни скоро выздоравливает, а греха все еще держится. Мало ли на свете людей здоровых телом: однако они упорно держатся смертных грехов, выжидая над собой явного гнева Божия. «Ах! я знаю, что меня Бог накажет за мои грехи», – говорит иной, но от грехов все же не отстает. Нет! не ожидай смерти, а спеши очиститься от грехов; и день и ночь благодари Господа за то, что, несмотря на твои грехи, Он доселе терпел тебя. Не дай Бог умереть скоропостижно, – тогда не временные муки – болезни, но вечные муки и болезни ада окружат тебя.
Господи! исцели наши душевные болезни. Аминь.