Источник

63. О покаянии

Братие! Настало время поста, покаяния. Воспользуйтесь этим удобным временем: усердно ходите в церковь, чтобы отговеться. Но подумал ли кто из вас о том, что значит говеть и как нужно говеть, исповедоваться? Ходить в определенное время в церковь, молиться, содержать пост, исповедоваться перед священником – всего этого недостаточно для истинного покаяния. Что значить исповедаться? Значит не только припомнить прежние грехи; но и отстать от них. Много у нас злых привычек, от которых мы должны отвыкать. Иной привык часто посещать питейный дом, – старайся победить в себе эту грешную привычку; другой привык браниться, сквернословить, – отвыкай, дай обещание перед священником, что не будешь отселе больше грешить; иной имеет привычку воровать, – брось эту гнусную страсть. Почему же необходимо отвыкать от худых привычек и стараться иметь хорошие навыки? Потому что хорошие навыки святы, а худые грешны, диавольские. Много у нас дурных привычек, приобретенных в течение нашей жизни; но от всех их нам мало-помалу надобно отвыкать. Какая же польза от говения, если мы после говения останемся такими же грешниками, какими были и прежде? Истинно кающийся после исповеди другую жизнь ведет: он бросает роскошный стол и принимается за сухоядение, чтобы не дать воли своему чреву и похотям; вместо того, чтобы похищать и брать лихвы в торговле, истинно покаявшийся старается отдать лишнюю копейку нищему; бросивший напитки, принимается пить одну воду; вместо того, чтобы искать дружбу с беспутными, он ищет друга благочестивого и вместе с ним молится, вместе с ним читает Божие писание. Прежде он любил наряжаться, а потом не стал и внимания обращать на свою одежду и на мнение о нем людей. Прежде редко посещал церковь, а теперь стал часто ходить в храм Божий и расспрашивать своего пастыря о путях спасения, и стал дорожить его советами. Прежде все на свете ему нравилось, а теперь одно нравится – Божие писание и благочестивая жизнь. Без сомнения, те, которые не думают перемениться после покаяния найдут много возражений: они скажут: «у нас свои дела: нужно вести торговлю, иначе нечего нам будет есть, если будем заняты одним благочестием». Подумайте, кто здесь прав: Бог ли или человек? Бог сказал: «ищите прежде царствия Божия, и сия вся приложатся вам»70; думайте прежде о спасении, сделайтесь прежде благочестивыми и святыми; и если вы прежде всего найдете Царствие Небесное; то все необходимое для настоящей жизни Бог вам пошлет. А мы прежде стараемся нажить земное богатство, собираем сокровища тленные; а о царствии Божием не заботимся или отлагаем заботу о нем на будущее время. Правы ли мы? Богатство земное наживаем, зато небесное теряем. Кто одной рукой держится за земное царство, тот другой не достанет небесного. Кто идолу богатства служит, тот истинному Богу служить не может. Бог говорит: «трудно богатому в царствие Божие внити»71. Наживешь земное царство – богатство, тогда о небесном и думать не захочешь. Если кто после исповеди и святого причащения не хочет переменить свою жизнь, не думает отказаться от своих дурных привычек; такой значит не истинно покаялся; такой напрасно говел, напрасно исповедовался. Дурные навыки как были у него, так и останутся в нем без всякого уврачевания. Какая же польза от такого покаяния и говения? Как живешь, так и умрешь. А желал ли бы ты умереть таким, каков ты в настоящую минуту? Что, если ты умрешь тотчас по содеянии тобой смертного греха? После смерти нет покаяния. Теперь кайтесь, христиане; теперь отставайте от грехов; мало-помалу отвыкайте от грешных привычек. Иной надеется на крепость здоровья и на долгую жизнь. Многие надеялись и так думали; за то – без покаяния умерли. О, христиане, перемените свою жизнь, перестаньте грешить, а то великое горе ожидает вас!

Человек все может сделать, если захочет; стоит только ему решиться, и Бог окажет ему помощь в добром деле. Без нашего же желания, без нашего старания и усердия к добру, Бог нам не поможет. Что было бы, если бы Бог спасал нас против воли? Тогда мы были бы машины, а не люди; Бог склоняет нас на добро: и угрызениями совести, и болезнями, и другими явными и тайными средствами; а диавол склоняет на зло. Первый желает нам вечного спасения, а последний – вечной погибели. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle