Источник

62. О победе над самим собой

Когда Давид-юноша победил гордого и великорослого Голиафа; то его столько хвалили и превозносили жены израильские, что этому даже позавидовал царь Саул. Такая похвала или такой подвиг достоин ли зависти? Нимало. Победитель Голиафа был потом побежден слабой женщиной Вирсавией, или лучше собственной страстью. Важна победа над сильным неприятелем; но далеко важнее победа над самим собой. Вот о чем я намерен ныне беседовать с вами.

Победишь неприятеля, он уже не восстанет против тебя, не поднимет на тебя оружие, как не восстал Голиаф, пораженный Давидом; но страсть, особенно господствующая, тысячекратно побеждаемая, восстает. С такой страстью приходится бороться всю жизнь. И редкие, очень редкие побеждают ее. Посмотрите, как человек, привыкший к пьянству, борется со своей страстью. Посмотрите на честолюбца, на гордеца; никакие, по-видимому, страдания: ни нищета, ни болезнь, ни что не может смирить его гордости. Посмотрите на сластолюбца, привыкшего к роскошному столу: он не может отстать от своего обжорства, он не может победить себя. Посмотрите на гневливого: он как порох вспыхнет при малейшем оскорблении. Посмотрите на любостяжателя, заставьте его раздать имение свое нищим: да он скорее расстанется со своей жизнью, нежели с привычкой собирать деньги. Преподобная Мария Египетская 17 лет боролась со своей похотью, пока ее победила; а победила ее тогда уже, когда от постов и подвигов тело ее совершенно иссохло. Вместо того, чтобы решиться победить свою страсть, мы или подчиняемся преспокойно рабству этой страсти, или говорим, что это диавольское искушение. Посмотрите, как мучится сластолюбец от тучности; как страдает головой нетрезвый: однако и тот, и другой несут бремя этой страсти на себе до самой смерти. «Чего ты вспылил?» – спрашиваешь гневливого. «Меня диавол искусил». Нет! «Каждый своею похотью искушается – влеком и прельщаем»68, – говорит св. Апостол Иаков. К прискорбию, каждая страсть, этот семиглавый змий, может перерождаться из одной в другую; но не оставляет человека до смерти. Бросил нетрезвый водку пить, принимается за вино; бросил сластолюбец одну пищу, принялся за другую. Вот почему те, которые решились победить свою страсть, исправить злой навык, потушить пламень гнева, – оставляли мир, убегали в пустыню, предавались продолжительному посту, произвольному страданию, чтобы этими средствами укротить свою волю, победить самих себя – свою страсть, свое желание, обуздать гнев, усмирить тщеславие, разрушить идола любостяжания. Победишь главную, любимейшую страсть, тогда легко победишь все прочие страсти. Не победишь, она тебя победит, и ты проиграешь победу, и потеряешь после смерти место на небе в собрании праведников; ибо сказал Дух Святый: «побеждающему только дам сесть на престоле Моем вместе со Мною»69.

Что ты за христианин, если не хочешь укротить свою страсть? Что за воин, если не хочешь победить своего врага? За что думаешь получить награду, венец, – если не хочешь сражаться, побеждать самого себя? Как думаешь избегнуть рук диавола, – если не хочешь поразить его в самую главу? Как думаешь разорвать после смерти пленицы ада, – если здесь, при жизни не хочешь разбить узы, разорвать верви страстей? Не сделаешь все это, – не победишь диавола. Станем же, христиане, побеждать страсти общими силами; станем побеждать диавола всеми средствами: и постом, и крестом, и молитвой. Призовем Бога на помощь, попросим святых, умолим Ангела-хранителя, чтобы все они помогли нам победить страсти и наших врагов.

Как радостно на душе, когда победишь ту или другую страсть! Тогда наслаждаешься душевным миром; тогда приятно посмотреть и на свет Божий, и на людей: тогда не устрашишься ты ни смерти, ни ада, ни суда Божия. А если ты не отстал от смертного своего греха; то бойся и того, и другого, и третьего. Лучше на свете не жить, нежели диаволу служить: его волю творить, ему работать, от него быть побежденным.

Победителю ада и смерти, Сыне Божий – помоги нам, помоги нам победить самих себя! Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle