18. В день Крестителя Господня Иоанна
Если для евреев необходим был такой величайший проповедник, как Креститель Господень Иоанн; то не более ли необходим был бы он теперь среди нас и для нас христиан, которых далеко более на земле, нежели сколько было тогда Иудеев, из которых многие далеко виновнее против Христа, нежели евреи? Да, желал бы я, чтобы на сем священном месте в устах с глаголом Божиим стал этот чудный, этот мудрый, этот дивный проповедник пренебесного учения; ибо Иоанн, – это дивный пример благочестия, это светило вселенной, это живой, ходящий по земле памятник покаяния, это редкий пример неподражаемой святости жизни: учение его не земное, не от земных учителей приобретенное, но от самого Бога; школа для него была пустыня, учителя – ангелы, величайшая книга – книга природы и Богооткровения. Что, говорю, сказал бы мир, если бы увидел его теперь среди себя? Увидел бы человека, который вместо всяких модных нарядов носил бы на себе одну кожу верблюжью, без обуви, без покрова, без дома, без всяких других вещей человеческих. Жилище его была бы одна пещера, одр – зеленая трава, пища – акриды и мед дикий, без родных, без друзей, с одним Богом. Очевидно, развратный мир среди нас появившегося подобного святого мужа назвал бы юродивым. Бедный мир! Несчастный, греховный мир! Ты не сознаешь того, что ты сам юродивый, ты сам, предаваясь неверию и разврату, бываешь безумнее всякого безумца! Жизнь подобного юродивого, какова жизнь Иоанна, есть жизнь равноангельская, и выше всякой человеческой святости; сам Христос об Иоанне сказал, что не было на свете выше и святее из рожденных женами более Иоанна Крестителя. Довольно и этого свидетельства Христова. Иоанн, по святости жизни и учению, выше, святее всех пророков; учение его есть пренебесное, не от людей, но от самого Бога полученное. «Покайтеся, – говорит Иоанн всему миру, – покайтеся, ибо секира уже лежит при корени древа вашего28, – одно ее движение, один взмах сильной руки Божией, – и вы, как дерево подрубленное, падете».
Мир, бедный мир, злосчастный мир, ты с жадностью пьешь мутные воды смерти, каждый грех смертный есть смерть для тебя. Одно дуновение Божие, – и мы все, как солома под серпом, как трава, от взмаха косы, можем пасть, и следов после нас на земле не останется. «Покайтеся, перемените вашу жизнь, оставьте ваши грехи,– говорит Иоанн, – кто имеет две одежды, одну дай нищему; кто пьянствовал, распутствовал, похищал, перестань грешить; а то гнев Божий накроет тебя в час, в который ты не ожидал, злую душу твою истяжут от тебя злые ангелы; соберет Господь пшеницу Свою – всех святых, всех добродетельных; а плевелы – грешников сожгет огнем неугасимым». Вот что сказал бы Предтеча Господень, сказал бы то, что говорил тогда. Покаемся же, христиане, ибо гнев Божий грядет на грешников, смерть накроет, земля сгорит, мертвые воскреснут, все мы явимся на страшный суд Божий, где каждый по делам своим получит или награду или наказание.
Святый Предтече и Крестителю Господень Иоанне, моли Бога о нас. Аминь.
* * *