Источник

132. О любви к Богу

Спроси себя, человек: любит ли тебя Бог? На сей вопрос я отвечу: Бог тебя любит. Он тебя сотворил, Он дал тебе душу и тело, Он тебе дал разум, чтобы ты Его больше всего любил; дал волю, чтобы ты делал не то, что страсти твои велят а то, что повелевает делать Бог в своих святых заповедях; дал память, дабы ты хорошо помнил Божие писание, помнил, что Бог для тебя сделал; дал очи, чтобы ты видел дело Божие на небе и на земле; дал слух, чтобы ты слышал слова Божии, слова отца твоего и матери твоей и детей твоих; дал обоняние, вкус, осязание, а главное – дал речь, или слово, чтобы ты говорил с Богом и со всеми людьми; ни одному зверю, ни одной птице не дал Он сего драгоценного дара: тебе одному дал; дал тебе эту святую землю, чтобы она приносила тебе святый хлеб, разные плоды, разные фрукты и цветы. Не забывай того, что Бог сотворил и душу, и тело твое бессмертными. Хотя диавол соблазнил людей и люди согрешили перед Богом, оскорбили Его и навлекли на себя смерть; но Господь опять возвратил им бессмертие, отдав на тяжкие страдания Сына Своего возлюбленного. Словом, все, что у всемогущего Бога было, что только Он премудростью Своей создал, – все-то Он это дал человеку. Чтобы видеть мудрость человека, надобно только побывать в больших городах. Посмотришь там на дела человека: на пароходы, на паровозы, на телеграфы и разные выдумки человека и скажешь, что он есть чудо из всех чудес, чудо чудное. И всему этому нельзя удивляться, потому что человек сотворен по образу и по подобию Божию, так сказать, человек подобен Богу; особенно, когда бывает украшен Божескими добродетелями. Когда человек согрешил, разбил, так сказать, в себе образ Божий грехами, – тогда-то Бог не бросил человека, но устроил так, чтобы Сын Божий пострадал за его грехи, чтобы люди из образа жизни Сына Божия уразумели истинные добродетели; жили на свете, как и Он жил, и чтобы вкусив Его пречистого тела, по смерти вознеслись на небо и сели на престоле вместе с Богом Отцом, с Сыном Божиим и с Духом Святым. Видите, христиане, как Бог любит человека: Он хочет человека – Свой образ и Свое подобие – посадить на престоле с Собой, чтоб он с Ним жил вечно, был бы бессмертен, никогда бы не умирал. Не явно ли, что Бог любит человека больше всего на свете? Теперь спросим: любит ли человек Бога и в чем состоит эта его любовь к Богу? Человек должен любить Бога всей душой, всем сердцем и всем помышлением. Как это – любить Бога всей душой? Мы сказали, что душа наша имеет разум, сердце, волю, память и другие силы. Если мы постоянно будем размышлять о Боге днем и ночью, будем о Нем думать, – то мы будем любить Его разумом; если отдадим Ему одному наше сердце и будем Его одного любить больше, нежели наших родителей, детей, имущество и прочее наше добро;, то мы, значит, будем любить Бога сердцем; если будем помнить Божии заповеди и повеления, то мы будем любить Его нашей памятью; если будем исполнять Его заповеди на самом деле и поступать по Его святой воле, то будем любить Бога всей волей. Итак, любить Бога всей душой – значит любить Его всем разумом, всем сердцем, всей памятью и всем помышлением. Теперь спросите: любим ли мы Его таким образом? Чем наш разум занят? Конечно, не размышлением о Боге, а занят почти исключительно заботой о том, что нам есть и что нам пить и во что одеваться145. Любим ли мы Его всем сердцем? Нет! Детей любим, жену любим, родителей любим, добро свое любим. Любим ли мы Его волей своей? Нет! Его святая воля находится в заповедях и в св. Евангелии: «не пьянствуй, не укради, помни день субботний, не желай чужого добра, не завидуй, не убивай брата худым словом»; а мы? Боже милосердный! Мы упорны, мы совершенно поступаем против воли Божией и против Его святых заповедей, – воля наша ведет нас в противность воле Божией. Все мы помним хорошо, одного Бога не хотим помнить, Его святых заповедей не исполняем. Словом, за добро Божие мы платим Богу злом, мы враги Божии. За то-то Он часто карает нас многоразными несчастьями и злостраданиями. Скажете: «да неужели мы такие тяжкие грешники, что нас так часто карает Бог?» Не этому удивляйся, а тому, что Бог за одного грешника часто карает целое семейство, целое общество, все государство. Ева одна съела яблоко, а весь род человеческий погибает. Исав один согрешил, и все его потомство несет узы рабства. Хам один посмеялся с отца, и все племя его остается дикарями. Ахар один утаил часть неприятельского сребра, а весь народ израильский потерял победу. Давид один согрешил, а 75 тысяч подданных пало от меча Ангела. А между вами разве один пьяница, любостяжатель, развратник, хищник, и проч.? Еще надобно Бога благодарить за то, что Он нас наказывает. Не явно ли, что Бог нас еще любит: любит Бог того, кого наказует. Верно Он надеется нас исправить. Кого ж Он не наказывает? Кого исправить не хочет: не наказывает неисправимого пьяницу, неисправимого корыстолюбца, неисправимого честолюбца, неисправимого хищника. Нет! Кто сам не хочет исправиться, того сам Бог не исправит. Бог все видит, все знает и ожидает покаяния грешников. Постараемся же, христиане, воздать любовь Богу подобающую; станем ходить в церковь, станем поучаться закону Божию день и ночь. Настанет для нас грозная смерть и страшный суд Божий; какой мы тогда ответ Богу дадим в нашем нерадении, в нашей лености? Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle