Источник

128. О суде Божием

Вера удостоверяет нас в воскресении мертвых; вера же уверяет нас и в том, что Бог будет судить нас: живых и мертвых; лучше сказать живых, потому что мертвые все воскреснут. Удивляюсь, что есть люди, которые не веруют в сию непреложную истину. Если ты, христианин, веришь, что тебя Бог сотворил, Бог искупил, Бог воскресит тебя; то веруй, что Бог же будет и судить тебя. Если есть суд человеческий на земле, если есть совесть в человеке: то должен быть суд Божий на небе. Если судят люди, то должен судить и Бог. Если судит нас совесть наша, то будет судить и Творец совести: иначе для чего бы и совесть давать человеку? Докажи прежде, что ты можешь сделать то, что совесть тебя перестанет мучить: докажи, что грехи твои не мучают тебя; найди такого человека, который не боялся бы ни грехов, ни совести или не прятался бы от людей, или не просил бы покоя души своей? Каин трясся и скитался всю жизнь мучимый совестью, Иуда повесился; многие стреляются, дабы укрыться от мучений совести. Да, суд Божий необходим, иначе где же получат добродетельные полную награду? Где злодеи и нераскаянные грешники получат достойное наказание, когда умирают среди самих беззаконий? Где будет расчет Творца нашего с этими неисправимыми сребролюбцами, честолюбцами, развратными, пьяницами и другими грешниками? Напился – умер, да и конец? О, нет! Есть Бог на небе, есть вечный Судия, Который разберет наши дела злые и лицемерные! Есть много таких грехов, на которые не простираются законы гражданские, а Бог все их рассмотрит, разберет и определит меру наказания. Есть много добродетелей ложных, фальшивых, мишурных, лицемерных: там – в горниле гнева Божия, перед всевидящим оком все будет рассмотрено, очищено, поставлено на весы правосудия Божия. Есть люди, которые по суду человеческому грешные, недобрые, тогда как они добрее многих добродетельных, – нужно же оправдать их. Есть между нами много таких, которых мир прямо причисляет к лику святых, но Бог весть, – быть может, перед правосудием Божиим эти святые окажутся величайшими грешниками: Бог яснее нас видит. Мало ли люди ныне называют белое черным, а черное белым, – суд Божий покажет настоящий цвет всех вещей, всех дел и всех совестей. В мире жизнь и дела многих прикрыты лицемерием, – на суде Божием покров лицемерия сорван будет. Богатые предаются роскоши, и оправдывают здесь свои дела и свою жизнь тем, что будто богатство дал им Бог по любви к ним: там откроется, что богатство им дано для раздачи бедным братьям Христовым: «взалкахся и не дасте Ми ясти, наг и не одеясте Мене»141. В этой жизни многие предаются сластолюбию и пьянству, говоря: «для чего же Бог дал блага земные, если не для наслаждения»? А там откроется, что с падением Адама все блага земные пропитаны ядом греха, и что мы должны осторожно и разумно пользоваться ими, чтобы не лишиться благ вечных. Многие по гордости и высокоумию оставили церковь Божию, пренебрегли посты и благочестие; а там они узнают, что они на земле были гнилые члены церкви и недостойно приняли крещение, недостойно носят на себе имя православного христианина. Есть бедные, которые дозволяют себе грешить по бедности; а там, на суде Божием, они узнают, что Бог равно судит и богатого, и бедного. Бездна многа грехов и грешников на земле; все эти грехи и беззакония, все тайны сердец и совестей раскроет всевидящее око Божие, которое тьмами тем крат светлее солнца142. «Изыщу Иерусалима со светильником»143, – сказал Бог через Своего пророка. Слышите ли? – будет Бог ходить между жителями Иерусалима, т. е. между христианами и пристально будет присматриваться ко всем грешникам, чтоб все увидеть в их совестях, умах, сердцах и душах. Но кто же может укрыться от Бога? Бог есть свет, который озарит мраки грехов наших. Глубокой тьмой покрыты ныне наши сердца, наши совести, наши души; мы стараемся сокрывать все худое друг перед другом и только хорошую сторону показываем один перед другим: богатые перед богатыми, бедные перед бедными; а по смерти все тайны откроются, как в ясный день. Правды ныне не любят ни те, ни другие. Кто говорит истину от Божьего писания, тех гонят, злословят. Пастыри Божии, боясь потерять благоволение знатных, не говорят им правды. Нет обычая по совету Апостола друг друга назидать, наставлять, поучать и наводить на путь добродетели. Есть Бог, есть Судья праведнейший, Который осудит всякую неправду: О! Умолкнет, затрепещет, придет в ужас каждый грешник перед страшным Судией и Богом, Которого очи будут пламенны, и из уст будет исходить меч обоюдоострый: с одной стороны смерть, с другой ад, – река огненная, червь неусыпающий. О! Пощади, пощади, Боже, тогда нас несчастных. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle