Источник

123. О вреде пьянства

Почему Бог не всегда внимает нашим молитвам, не всегда благословляет наши труды? Почему? Потому, что молитвы наши нередко бывают недостойны того, чтобы Господь нас услышал или потому, что мы мало молимся, нерадиво, неусердно, не пламенно, или потому, что мы остаемся грешниками, не заботимся об исправлении себя... Ведь когда у тебя на теле покажется нарыв, чирей, болячка, то ты стараешься ее вылечить, потому что если он увеличится, то ты можешь умереть; а грех есть душевная болячка, и притом самая опасная, потому что душа от греха умирает, т. е. засыпает, темнеет, омрачается, горит и делает человека подобным лютому зверю. Какой же у нас есть грех, грех, можно сказать, повседневный, за который Господь отвращается от нас и карает нас? Пьянство, христиане! Пьянство, – вот болезнь самая ужасная, вот то, чем Бог всего более оскорбляется. Пьяный вреден и себе, и семейству, и обществу. Когда человек напьется, то хмель ударяет в голову, одуряет, омрачает, и чем более и чаще человек пьет, тем делается глупее, потому что мрак наполняет его голову, – делается злее, потому что кровь разгорячается; он свирепеет, злится, делается подобным зверю; очи его омрачаются, и он или никого не видит, или видит все, но не в таком виде, как оно есть, а как будто в тумане: друг кажется ему врагом, враг другом, небо землей, а земля небом, все перед его очами крутится; говорит с тем, с кем не следовало говорить, – да еще что и как говорит? Старается всякого обидеть языком, открывает тайну, которую следовало бы скрывать: он и слышит, да не то, что говорят, а то, чего и не говорили, в ушах шум, звон и треск; когда упадет в грязь, то не чувствует этого; когда увидит тень свою, то перескакивает ее, как яму; лезет в воду, бросается в пропасть, нападает на всякого, всех бранит, стучится в дверь, свою одежду пачкает, рвет, шапку теряет. А когда приходит домой, то без всякого страха Божия, без всякого стыда, бранит детей, жену, кричит, разбивает посуду, окна и все, что под руки попадется; все переворачивает, все разбивает, как лютый зверь, – говорит срамные слова и делает такие непозволительные вещи, что трезвый и не подумал бы об этом. Очи у пьяного делаются красны, язык сухой, волосы растрепаны, одежда оборвана или испачкана. Если он получил привычку к пьянству, то пропивает все, что в доме есть: и жену, и детей готов пропить, – разоряет дом свой, хозяйство свое; никого в мире не слушается: ни отца, ни матери, ни жены, ни детей; Бога не боится, людей не срамится; сам себя обкрадывает, и детей, и жену обирает, и родителей, – все пропивает, делается от пьянства и вором, и развратным, и убийцей, – бросается на всякий грех. Если он от природы смирен, то сделается горд; если кроток, то становится зол; можно сказать, что пьяный хуже всякого зверя, лютее диавола. Зверь лютый свирепеет тогда, когда бывает голоден, а человек – когда напьется; сатана Бога боится, а пьяный не боится и Бога. Пьяница праздников и постов не почитает, в церковь не ходит. Когда другие стоят в церкви, то он сидит в кабаке. Люди все дни принимаются за дело: сеют, жнут, косят, а он знает только питейный дом. Он кругом должен, все его боятся, как врага и убегают от него, скрываются. В оправдание себя пьяница говорит: «я не большой пьяница; пью немного, пропиваю свое». Пьешь немного? А сосчитай, сколько пропил денег во все годы жизни твоей, сколько потратил добра на водку? Ты говоришь, что пропиваешь свое добро, – нет! Оно не твое, а детей твоих, жены, бедняков. Добро – Божие. Надобно Богу ответ дать за все, на что ты Его добро употребил; у тебя ничего нет, кроме грехов твоих, да и за них будешь отвечать. Сказано в Божием писании, что пьяницы Царствия Божия не наследуют132. Если ты скажешь, что на чужое пьешь, то и это грех: чужое добро принадлежит чужим детям, чужому семейству. Не лучше ли тебе употребить на милостыню, на храм Божий то, что ты пропиваешь? Не лучше ли на жену, на детей, на сбережение про черный день отложить то, что ты пожираешь? Ты лишаешь сам себя и имения, и здоровья, и жизни временной и вечной, ибо пьяницы Царствия Божия не наследуют: они будут гореть вечно в огне. Бог гневается на всех нас за пьянство. Странное дело! Когда человек украсть хочет – напивается, решается убить кого – напивается, обмануть кого хочет – напивается; самый смиренный человек, пришедши домой, буйствует, требует себе уважения и почтения, воздаваемого только Богу; самый покорный сын поднимает руку на отца, на матерь, самого искреннего друга ругает. Пьянство губит людей, пожирает их добро, делает бедных рабами богачей продавцов вина. Есть целые села, целые волости, где люди составили общественный приговор: не пить этот напиток грешный; последуйте, христиане, и вы этому примеру разумных людей, согласитесь и подпишитесь, что и вы в рот не будете брать вина, хоть в продолжение двух, трех годов. Вы тогда увидите, что у вас всего будет вдоволь; Господь будет благословлять ваши труды, не будет между вами ленивцев, воров, разбойников, – каждый будет жить своим честным трудом, и от избытка трудов своих будет из чего помочь несчастному бедняку. Пьянство не будет отклонять вас от дела Божия, вы усердно будете посещать храм Божий, где будете слушать слова Бога и Его святых. У вас найдутся средства на украшение храма Божия. Что вы сделали для своего храма? Ничего. Да и в домах ваших: в каком небрежении находятся святые иконы? Лампадки перед ними нет, сами иконы почернели, загажены мухами и покрыты паутиной. Так ли нужно почитать изображение Бога и Его святых? Когда ты запачкаешь лицо свое грязью, то спешишь обмыть; а об образе Божием нерадишь. Бросьте этот грех – пьянство, и увидите, как Бог милостив к вам будет. Боже! Вразуми наше заблуждение, покрой наш грех и милостив будь к нам, простив нам все наши прегрешения. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle