104. Об уставе церковном
Когда священник говорит вам о посте и указывает на соборные постановления и на устав церковный; то вы говорите, «что этот устав написан для монахов, а не для мирян». По этому толкованию – два пути ко спасению; одним должны идти монахи, а другим миряне. Откуда же такое снисхождение к мирянам со стороны церкви? Разве потому, что они рождают детей, строят большие дома, разными службами и делами занимаются? Но рождать плотских чад – дело не важно. Да притом мало ли между нами бездетных? Если мы живем в мире и работаем, то нужно сказать, что и монахи работают, да едва ли не усерднее нашего; мы работаем, когда работа есть; а у них каждый день работа и самая трудная: пост, молитва, служение Богу, обыкновенно. Нет! Несправедливо было бы назначить для мирян один устав, а для монахов другой. Что нужнее, как работать для пищи? Однако Господь наш Иисус Христос сказал: «не пецытеся, что ясте, или что пиете, или во что одеваетесь, ищите прежде царствия Божия и правды его и сия вся приложатся вам»111. Значит один путь для отыскания царствия Божия, как для монахов, так и для мирян: путь узкий, прискорбный, крестный, путь поста и молитвы, путь покаяния и слез. Есть, правда, некоторое послабление для мирян: когда монахам дозволяется рыба, то мирянам мясо; когда же мирянам дозволяется вкушать рыбу, то монахам предписывается сухоядение; когда же нам сухоядение, то они должны вовсе ничего не кушать. Сам Бог к человекам снисходителен. Он евреям поставил закон, чтобы каждый человек имел одну жену. Когда же увидел разврат между ними, то дозволил иметь множество жен. Он подавал евреям с неба манну, а когда они обнаружили ропот и недовольство на Бога, то Он, снисходя к слабости их, наслал им множество куропаток; евреи до того объелись, что многие из них умерли от объядения. Вот почему церковь, водимая Духом Божиим, делает для мирян послабление в своих законах. Но не так ли и миряне поступают, как древние евреи? Например: всем, кроме больных и старцев, св. церковь во весь пост назначает сухоядение, кроме субботы и воскресенья, когда дозволяется вареная, но все же постная пища; а вы объедаетесь разного рода пищей каждый день. Некоторые позволяют себе вкушать рыбу, даже и скоромную пищу. Что же, если нарушающие св. пост мгновенно заболеют? Случается часто, что человек заболевает, сам не зная от чего. Кто скорее всего умирал во время холеры? Не те ли, которые предавались нетрезвости? Пост – это такой лекарь, которого никаким лекарством нельзя заменить. Я вам несколько раз говорил, что постники долее всех на свете живут, но вы мне не верите. В монастырях множество глубоких старцев, а между нами редко кто доживает до глубокой старости. Это потому, что мы не соблюдаем строго св. постов. Хотите долго на свете жить и без всякой болезни прожить на свете, соблюдайте строго св. посты, так, как церковь повелевает, и не говорите, что у вас свой устав, свои правила, что вы миряне. По нашему мнению, мы должны строже монахов поститься, потому что нам угрожают бури житейские, мы много имеем скорбей, неприятностей, соблазнов. Монахи и так всегдашние постники, а нам после объядения, после пиршеств на Масленице, – нам нужна строгая диета, или пост, чтобы поправить тело, совершенно расстроенное невоздержностью. Обратите внимание на мирянина и монаха-постника, когда тот и другой умрет; до гроба первого подступить нельзя, а к гробу последнего вы с благоговением подходите. Не забывайте никогда этого, и строго соблюдайте св. пост. Какая разница между мирянином и монахом во гробе, такая будет разница и за гробом: монаха ангелы отнесут на небо, а мирянина бесы поведут в ад. Да сохранит всех нас Господь от сей участи! Аминь.
* * *