Источник

10. О духе истинного христианина

Братие! Не раз мне приходилось слышать от вас просьбу, чтобы я объяснил, раскрыл и представил в ясных чертах дух, жизнь и добродетели истинного христианина, – дабы вам ясно уразуметь оный, сознательно понимать его и подражать оному. Скажу вам на это откровенно, что если бы не лежала на мне обязанность пастыря – я ни за что в мире не решился бы взяться за это важное дело. Мне в таком разе следовало бы только указать вам на св. Евангелие и сказать: «читайте оное чаще и уразумеете дух истинного христианина». Надлежало бы указать вам на жизнь Иисуса Христа и Его святых и сказать: «подражайте во всем их жизни, и сами будете иметь дух истинного христианина». Но вы требуете от меня нечто более, требуете почти невозможного; потому что только Дух Божий знает, что в Боге обитает12, и что обитает в духе самого человека. Чем вернее черты его духа, тем они становятся сокровеннее от очей мира сего. Но поскольку Апостол сказал: «различайте духи, аще от Бога суть, узнавайте Духа Божия и духа лестча»13; то сколько для научения вас, столько для вразумления себя самого постараюсь сказать то, что могу и что знаю. Един Дух есть: Дух Божий и Дух Христов; сей Дух Божий должен быть и духом христианина; потому что Ап. Павел сказал: «вы есте церкви Бога живого и Дух Божий живет в вас»14. Дух Божий живет в нас со времени нашего крещения и молится в нас воздыханиями неизглаголанными. Но живет ли Дух Божий в нас? Этот вопрос мы должны часто предлагать себе, потому что по причине произвольных грехов наших, в которые мы впадаем после крещения, Дух Божий может оскудевать в нас, и даже вовсе оставлять нас, удаляться от нас – или до некоторого времени, или навсегда, и на место его может водвориться в душе нашей дух злой. Последний может сперва подходить к нам; потом приражаться к нам, затем с гнусной страстью войти в вас: «по хлебе вниде в он сатана»15, – сказано об Иуде.

Черты истинного христианина ясно изображены во святом Евангелии: Дух Христов изобразил Себя в сей Богодуховенной книге; Он передал Себя самого – жизнь Свою в этой книге; и христианин, исполняющий все в ней написанное, получит жизнь вечную: «слова Мои суть дух и живот»16, – сказал Господь. «Возгревайте дар Божий»17, – сказал Апостол, т. е. возгревайте, воспламеняйте, умножайте и оживляйте ваш дух, умерщвляемый грехами. Частыми и пламенными молитвами возгревайте и воспламеняйте благодать Духа Святого. Черты Духа Святого одни и те же – кто бы он ни был: русский или грек, земледелец или воин, чиновник или купец, мещанин или ремесленник; – печать, по которой можно узнать в человеке Духа Божия и духа истинного христианина, должна быть одна, один характер Евангельский, один дух, один образ жизни. Эти черты весьма ясно изображены в послании к Колоссянам: «облекитеся, – пишет св. Апостол Павел христианам, – как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая один другого, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы; более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякой премудростью; научайте и вразумляйте друга-друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу»18. Вот вам истинный характер и дух истинного христианина! Смирение, любовь, прощение обид, терпение, полное знание слова Божия, мир души. Все делай во имя Иисуса Христа и согласуй волю свою с волей Божией. Впрочем, читая непрестанно Евангелие и писание пророков и Апостолов, ты найдешь еще более ясных и особенных черт, идущих к лицу истинного христианина. Ты усмотришь ясно, что христианин должен показать полное самоотвержение, – отвержение своей воли, разума, желаний и всяких удовольствий: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и иди за Мною»19; или еще:

«Кто захочет душу свою, т. е. жизнь свою временную сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет жизнь свою ради Христа и Евангелия, тот обретет ее». Да, при глубоком смирении, любви, терпении и самоотвержении, христианин должен жить еще для пользы и для спасения своих ближних и для соблюдения чистоты, святости жизни и благочестия; он не должен дорожить ни здоровьем, ни силой, ни самой жизнью; он должен быть, так сказать, одет в смирение и благость, и любовь: взор, походка, кроткие ответы, готовность всем и каждому служить; пища и сама одежда – все должно носить на себе знаки Духа Божия, дабы каждый, взирающий на такого человека и на его жизнь, и на дела, мог сказать, что в душе его живет Дух Божий, живет сам Христос; слова, жизнь и дела его должны быть Христовы; благодать Божия должна быть видна в его взорах, слышна на словах, видна на его лице, на одежде, в поступках. Вот характер истинного христианина!

Господи! Помоги нам усвоить Дух Христов. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle