Источник

7. Поучение в неделю по просвещении

После крещения от Иоанна в реке Иордане, Господу нашему Иисусу Христу предстояли тотчас два великих подвига, – один в искушении от диавола, другой – в борьбе с злобою людей. Но диавол был побеждён словом Божиим, а люди – Его смирением и послушанием Отцу Небесному – даже до крестной смерти.

В пустыни мира сего и к нам диавол приступает с теми же своими раскалёнными стрелами, соблазняя нас – или похотию плоти, или похотию очес, или гордостью житейскою. Как Господа диавол соблазнял похотию плоти: «скажи, чтоб эти камни сделались хлебом» (Лк.4:3), сказал диавол Господу. – Что ж Господь на это? Он ответил на это словами пророка Божия: «не хлебом одним жив будет человек, но всяким словом Божиим» (Лк.4:4). Почему бы и нам не отвечать словом Божиим на всякое искушение диавольское во плоти? Но многие ли читают и знают слово Божие? А главное: не для пищи ли, не для чрева ли работает весь мир? Не сами ли мы искушаемся и прельщаемся похотию плоти более, нежели сколько сам диавол нас искушает? После 40-дневного поста, диавол приступил к Господу для искушения уже тогда, когда Он взалкал; а из нас многие ли соблюдают строгий пост? Поэтому, какая необходимость диаволу приступать к искушению нас пищею, если мы сами себя ею искушаемся и прельщаемся? Не сами ли мы искушаем себя и любостяжанием? «Все царствия мира Тебе дам, если Ты мне поклонишься» (Мф.4:8–9), сказал диавол, указывая с горы на города, и как бы на картине представляя их. Господь опять словом Божиим отразил искушение демона: «Господу Богу да поклонишься, и тому единому да послужишь» (Мф.4:10), – сказал Христос. А нас, нужно ли диаволу любостяжанием искушать, если мы все служим богу – мамоне? Если не роскошь и пьянство, то сребролюбие и любостяжание составляют правило нашей жизни, тогда, когда в Евангелии ясно сказано: «не любите мира, ни всего, что в мире» (1Ин.2:15) – пользуйтесь всем; но не любите ничего. Диавол решился ещё раз искусить Господа тщеславием и гордостью, сказавши: «бросься с высоты и не бойся ничего; ибо ангелам своим заповедал Бог сохранять Тебя на всех путях Твоих» (Лк.4:9–11). Тут уже Господь ему сказал: «отыди от Меня сатано; ибо, сказано в писании: не искушай Господа Бога Твоего» (Лк.4:12). – Сколько мы заражены гордостию и тщеславием, о том и говорить нечего. Так-то Господь был искушаем диаволом; но не успел диавол ни в чем искусить Господа. Такой ряд искушений надлежит и нам пройти в жизни; но к несчастию, никто и не говорит в мире и не думает об искушениях диавольских. Люди прельщаются всем, что кажется прекрасным их очам, что слышит их ухо, что приятно вкусу, обонянию, что нежит их тело; – оттого диавол пленил нас в рабство всех вещей мира сего, так, что нам все нравится – все блестящия и искусно сделанные вещи прелестны для нашего зрения; музыка и пение – для слышания; пища и напитки – для вкуса; ароматы для запаха, – все, что только изобрёл ум человеческий. «Все в мире люби, только Бога не люби» как бы нашёптывает диавол человеку, – и пленяет наши души и сердца и топит нас в море мирских удовольствий. Сколько гибнет душ от роскоши, от пьянства, от сребролюбия, от гордости и тщеславия – это мы все узнаем только по ту сторону гроба. Вот почему необходимо, по примеру Господа, пройти человеку путь бедности, нищеты, страданий, – чтобы очистить душу от всех этих соблазнов, искушений и прельщений! Мы в плену, в великом плену находимся, и этот плен страстей, угрожает нам вечным пленом ада.

Господи! Спаси нас от искушений. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. первое. Т. 11. - Таганрог: Типография А.М. Миронова, 1885. – 367 с.

Комментарии для сайта Cackle